Матейко Ян

(Matejko) (1838-1893), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852-58), в АХ в Мюнхене (1859) и Вене (1860). Преподавал в Школе изящных искусств в Кракове (с 1873 директор). В 1865-88 посетил Австрию, Францию и Италию. Автор проникнутых национально-романтическим пафосом многочисленных картин и живописных циклов на темы польской истории. В работах 60-х гг. ("Станьчик", 1862, "Проповедь Скарги", 1864, — обе в Национальном музее, Варшава) противопоставлял своекорыстию магнатов и шляхты протест патриотически настроенных героев. В монументальных многофигурных композициях последующего периода ("Люблинская уния., 1869, "Битва под Грюнвальдом", 1878, цикл "История цивилизации в Польше", 1888-89, — все в Национальном музее, Варшава; "Костюшко под Рацлавицами", 1888, Национальный музей, Краков) воссоздал широкую панораму истории Польши. В произведениях Матейко обилие мизансцен и историко-бытовых деталей, драматическая выразительность образов нередко сочетаются с театральной приподнятостью и пафосом, чертами академической идеализации. Матейко создал правдивые и вместе с тем эффектные портреты (портрет жены, 1879, автопортрет, 1892, — оба в Национальном музее, Варшава; "Л. Серафиньский", 1870, Национальный музей, Краков), пейзажи, отмеченные непосредственностью наблюдений и свежестью гаммы ("Вид Бебека под Константинополем", 1872, Львовская картинная галерея).

Матейко Ян

Я. Матейко. Автопортрет. 1892. Национальный музей. Варшава.

Матейко Ян. Рис. 2

Adoption of the Polish Constitution of May 3, 1791

Матейко Ян. Рис. 3

Portret dzieci artysty

Матейко Ян. Рис. 4

Preach of Skarga

Матейко Ян. Рис. 5

Rejtan

Матейко Ян. Рис. 6

Stefan Batory at Pskow

Литература: К. В. Мытарева, Матейко, Л., 1963; Г. Островский, Ян Матейко, М., 1965; Treter M., Matejko, Lw.-Warsz. (1939); J. Matejko. Biografia w wypisach, 2 wyd., Krakуw, 1966.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Матейко Ян — Матейко (Matejko) Ян (1838—1893), польский живописец. В многофигурных полотнах, отмеченных патриотическим пафосом, драматической выразительностью образов и звучным колоритом, придавал темам национальной истории актуальное звучание («Проповедь Скарги», 1864; «Битва под Грюнвальдом», 1878). Большая биографическая энциклопедия