Маньеризм

(итал. manierismo, от maniera — приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарно по своей сущности и ориентировано на узкий круг знатоков. Ярче всего маньеризм проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо и др.) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложнённость и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлинённость пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчёркивается внутренняя напряжённость и замкнутость персонажей, обострённое субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощрённо-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают изощрённые атектонические, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 40-х гг. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрёл черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвящённых аллегориями (живописцы Дж. Вазари, А. Бронзино, Ф. Цуккари и др.). В скульптуре (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчёркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В. Кардучо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристической графики и декоративно-прикладного искусства. Влияние маньеризма во многом определили творчество представителей первой школы Фонтенбло во Франции 1520-40-х гг., но вскоре европейский маньеризм выродился в космополитическое течение во второй школе Фонтенбло в конце XVI — начале XVII вв., а также в Германии и Нидерландах середины и второй половины XVI в. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо и распространение караваджизма ознаменовало конец маньеризма, утверждение барокко и мощных реалистических течений в европейском искусстве XVII в.

Маньеризм

Пармиджанино. Женский портрета (т. н. "Антея"). 1535 — 1537. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.

Маньеризм. Рис. 2

П. Лигорио. Фонтан "Орган" на вилле д'Эсте в Тиволи (между 1550 — 1572).

Литература: Б. Р. Виппер, Борьба течений в итальянском искусстве XVI в., М., 1956; А. А. Аникст, Концепция маньеризма в искусствознании XX века, в кн.: Советское искусствознание'76, в. 2, М., 1977; Hauser A., Der Mannierismus, die Kunst der Renaissance und der Ursprung der modernen Kunst, Mьnch., 1964; Murray L., The High Renaissance and mannerism: Italy, the North and Spain, N. Y., 1977.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. маньеризм — Маньер/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  2. Маньеризм — (итальянское manierismo, от maniera — манера, стиль) течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение). Основным эстетическим критерием... Большая советская энциклопедия
  3. маньеризм — орф. маньеризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. маньеризм — МАНЬЕРИЗМ а, м. maniérisme m. 1. Стиль в искусстве, отличающийся злоупотреблением какими-л. приемами, какой-л. манерой, обычно формально воспринятыми от большого мастера или школы; характеризуется манерностью, вычурностью. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  5. Маньеризм — Стиль, возникший как реакция на классический идеал Высокого Возрождения и преобладавший в итальянской архитектуре со времен Микеланджело до конца XVI... Архитектурный словарь
  6. маньеризм — МАНЬЕР’ИЗМ, маньеризма, мн. нет, ·муж. (·франц. manierisme) (иск.). Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера или определенной художественной школы. Толковый словарь Ушакова
  7. МАНЬЕРИЗМ — МАНЬЕРИЗМ (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы... Большой энциклопедический словарь
  8. Маньеризм — (итал. manierismo – манера, стиль) – направление в западно-европейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Маньеристы утверждали неустойчивость и трагичность бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства (А. Бронзино, Б. Челлини и др.). Словарь по культурологии
  9. маньеризм — маньеризм I м. Направление в европейском искусстве XVII — XVIII вв., характеризующееся изощренностью форм, излишней усложненностью образов, вычурностью приёмов изображения и т.п. II м. Манерность, вычурность, отсутствие простоты, естественности. Толковый словарь Ефремовой