Мандер Карел ван
(нидерл. Carel van Mander) (1548, Мейлебеке — 11 сентября 1606, Амстердам) — поэт, писатель и художник из Западной Фландрии.
К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хеере. В 1570 г. он вернулся в родной город Мейлебеке и посвятил себя драматургии и поэзии.
В 1573 г. Мандер предпринял путешествие в Италию и побывал во Флоренции. В Терни Мандер получил заказ на фреску на тему варфоломеевской ночи в память об умершем в 1572 г. Гаспаре де Колиньи. Эта фреска из палаццо Спадо частично сохранилась до настоящего времени. В Риме Мандер познакомился и подружился с Бартоломеусом Шпрангером.
В 1577 г. Мандер работал в Базеле, позднее переехал в Кремс и далее в Вену, где вместе с Хансом Монтом работал над триумфальной аркой по случаю прибытия в город кайзера Рудольфа II в июле 1577 г.
Посетив Нюрнберг, Карл ван Мандер вернулся в Мейлебеке, однако из-за религиозных преследований меннонитов, к которым принадлежал Мандер и его семья, был вынужден бежать в Харлем, где прожил 20 лет. Здесь вместе с голландским художником Корнелисом Корнеллиссеном он основал академию живописи. Учеником Карела ван Мандера в Харлеме был Франс Халс.
В 1604 г. Карел ван Мандер написал своё самое известное произведение — «Книгу о художниках», первый искусствоведческий труд в Северной Европе. Первая часть представляет собой стихотворное обращение к обучающимся живописи. В нём Мандер не даёт конкретных практических рекомендаций, однако на высоком литературном уровне рассматривает основные принципы искусства.
Вторая часть «Книги» содержит биографии античных живописцев и известных итальянских мастеров, например, Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли и Андреа Мантенья. Есть в «Книге» и нидерландские и немецкие художники: Гертген тот Сант Янс, Рогир ван дер Вейден, Лукас ван Лейден, Иероним Босх, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший. На биографические исследования Карела ван Мандера вдохновило собрание биографий живописцев Джорджио Вазари.
В третьей части своей «Книги о художниках» Карел ван Мандер даёт подробный комментарий к важнейшему источнику мифологических сюжетов голландской живописи — «Метаморфозам» Овидия.
Сочинения: Книга о художниках, М.-Л., 1940.