Малевич Казимир Северинович
(1878-1935), советский художник. Учился в МУЖВЗ (1904-05) и в частной студии в Москве. Преподавал в Народной художественной школе в Витебске (1919-22). Участник выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912) и др. На рубеже 1900-х — 10-х гг. создавал близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов ("На сенокосе", 1909, ГТГ); практически беспредметными были его опыты в духе футуризма ("Станция без остановки", 1911, ГТГ), С 1913 Малевич разрабатывал собственную систему абстрактного искусства — так называемый супрематизм, основанную на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета. Программное произведение этого периода — "Чёрный квадрат" (простой чёрный квадрат, написанный на белом фоне; 1913, ГТГ) стал, наряду с теоретическими сочинениями Малевича, своего рода манифестом беспредметничества, символом нигилистического отношения к социально-общественным и познавательным функциям искусства. В 1918 оформлял первую постановку "Мистерии-буфф" В. В. Маяковского. В 20-х гг. с помощью пространственных композиций ("архитектонов") изучал формальный язык пластических искусств, создавал проекты бытовых вещей, рисунки для текстиля и др. В начале 30-х гг. вернулся к изобразительности, обратился к советской тематике ("Скачет красная конница...", 1918-30, ГРМ; "Девушка с красным древком", 1932, ГТГ).
Чёрный квадрат. 1913.
Bureau and Room
Значения в других словарях
- МАЛЕВИЧ Казимир Северинович — МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935) — российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма ("Черный квадрат", 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. Большой энциклопедический словарь