Маковский Константин Егорович

(2 июля (20 июня) 1839—30 (17) сентября 1915) — известный российский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем академизма.

Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.

Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.

Сын Маковского, Сергей Константинович — известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон».

Маковский Константин Егорович

У околицы.

Маковский Константин Егорович. Рис. 2

К. Е. Маковский. "Дети, бегущие от грозы". 1872. Третьяковская галерея. Москва.

Маковский Константин Егорович. Рис. 3

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова. 1862.

Маковский Константин Егорович. Рис. 4

Боярышня.

Маковский Константин Егорович. Рис. 5

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

Маковский Константин Егорович. Рис. 6

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896.

Маковский Константин Егорович. Рис. 7

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Маковский Константин Егорович. Рис. 8

Под венец

Маковский Константин Егорович. Рис. 9

Портрет детей художника. 1882.

Маковский Константин Егорович. Рис. 10

Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III.

Маковский Константин Егорович. Рис. 11

Портрет Марии Михайловны Волконской.

Маковский Константин Егорович. Рис. 12

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879 (Музей Гвардии, Санкт-Петербург)

Маковский Константин Егорович. Рис. 13

Поцелуйный обряд

Маковский Константин Егорович. Рис. 14

Свадебный пир в боярской семье XVII столетия. 1883.

Маковский Константин Егорович. Рис. 15

Святочные гадания

Маковский Константин Егорович. Рис. 16

Тамара и демон

Маковский Константин Егорович. Рис. 17

Харон перевозит души умерших через реку Стикс

Маковский Константин Егорович. Рис. 18

Болгарские мученницы. 1877

Маковский Константин Егорович. Рис. 19

Боярыня у окна. 1885

Маковский Константин Егорович. Рис. 20

Девушка в костюме Флоры

Маковский Константин Егорович. Рис. 21

Жница. 1871

Маковский Константин Егорович. Рис. 22

Крестьянский обед в поле

Маковский Константин Егорович. Рис. 23

Портрет Александра II. 1881

Маковский Константин Егорович. Рис. 24

Русская красавица

Литература: Л. И. Помыткина, К. Маковский. Воззвание Минина. Альбом, Горький, 1978.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАКОВСКИЙ Константин Егорович — МАКОВСКИЙ Константин Егорович (1839-1915) — российский живописец. Брат В. Е. Маковского. Член Артели художников, передвижник, с сер. 1870-х гг. перешел к академизму. Жанровые картины ("Дети, бегущие от грозы", 1872) — красочные жанрово-исторические сцены, портреты. Большой энциклопедический словарь