Ливан (государство)
Ливанская Республика, государство в Западной Азии, на восточном побережье Средиземного моря. Территория Ливана, богатая памятниками древнего и средневекового искусства, заселена с эпохи палеолита. К 5-4-му тысячелетию до н. э. восходят остатки каменных укреплений и жилых домов Джубейля, керамика с гребенчатым орнаментом и схематическими изображениями зверей. 3-2-м тысячелетием до н. э. датируются многочисленные произведения искусства Финикии (саркофаг царя Ахирама, мелкая пластика, ювелирные изделия). Памятники 2-1-го тысячелетия до н. э. свидетельствуют о связях с культурами Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии, Древнего Ирана. В искусстве римского времени соединились античные и восточные традиции (храмовый комплекс в Баальбеке, мозаики театра в Джубейле). От IV — начала VII вв. (Ливан в составе Византии) сохранились христианские монастыри, церкви, катакомбы (многие с мозаиками). С приходом арабов (VII в.) и распространением ислама строились мусульманские культовые здания (Большая мечеть в Баальбеке), рынки, караван-сараи, пограничные укреплённые лагеря, замки (близ Анджара, VII-VIII вв.). В отличие от других арабских стран, в Ливане христианство сохраняло своё значение; строительство христианских храмов продолжалось. От времени крестоносцев (конец XI — конец XIII вв.) остались мощные крепостные сооружения (в Джубейле, Триполи, Сайде; замок Бофор, 1139), монастыри (Бельмонт), церкви (церковь св. Фоки в Амиуне, остатки росписей). Для XIII — начала XVI вв. (период правления египетских султанов- мамлюков) характерны небольшие купольные мечети с порталами и окнами, выложенными рядами чёрных и белых камней (в декоре интерьеров — сталактиты, резьба по дереву, инкрустация из мрамора, орнаментальные мозаичные панно, надписи), массивные укрепления (замок в Рашае, XIII в.; Львиная башня в Триполи). В период Османской империи (1516-1918) культовая мусульманская архитектура воспринимает черты турецкого зодчества, широко применялись орнаментная резьба, витражи. Христианские храмы украшались мозаиками, иконами и росписями византийского типа. В XVII-XVIII вв. работают живописцы Абдалла Захир, Нестер Тарабулси, Стефан Дейрани. Дворцовая архитектура XIX — начала XX вв. отличается лёгкими, изящными формами, пёстрым, перегруженным деталями декором. Народное жилище — прямоугольные в плане двухэтажные каменные дома с черепичной четырехскатной и плоской крышей. В XIX в. развивается монументальная и станковая живопись на религиозные и бытовые темы; мастера реалистических портретов и жанровых картин X. Срур и X. Салиби (конец XIX — начало XX вв.) оказали большое влияние на творчество художников Ливана последующего поколения. После Первой мировой войны 1914-18 искусство Ливана испытывало сильное французское влияние. В 30-х гг. начали работать ливанские архитекторы (А. Табет и др.). После завоевания Ливаном независимости (1943) реконструируются города, ведётся строительство с использованием местных традиций (пансионат в Сайде, 1946-48) или достижений современной архитектуры, с учётом природных условий. Многие города были разрушены в результате израильской агрессии в начале 80-х гг. В изобразительном искусстве 30-40-х гг. ведущим было реалистическое направление (М. Фаррух, О. Онси), в 50-60-х гг. проявилось влияние сюрреализма, кубизма, абстрактного искусства, примитивизма. На развитие искусства 70-х — начала 80-х гг. воздействовал рост национального самосознания, наряду с живописью и скульптурой получили развитие политический плакат и карикатура. Развивается декоративно-прикладное и народное искусство (узорное ткачество, вышивка, плетение из окрашенной соломы, ковроделие, инкрустация костью и перламутром по металлу и дереву).
Замок в Рашае. 13 в.
Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965.