Леонардо да Винчи

(Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467-72). В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, — оба в Уффици; так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, ГЭ) Леонардо да Винчи развивал традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой с целью передачи тонких душевных состояний. В "Поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалёвок — в Уффици) превратил религиозный сюжет в средство раскрытия разнообразных человеческих эмоций. Фиксируя результаты многочисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности движения человеческого тела приводил в соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Леонардо да Винчи выступал в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных праздников, свыше 10 лет работал над конным монументом Франческо Сфорца — отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В это же время Леонардо да Винчи создал "Мадонну в скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант — около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень (сфумато) играет роль духовно- связующего начала, подчёркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за особенностей применённой Леонардо да Винчи техники — масло с темперой — сохранилась в сильно повреждённом виде; в XX в. реставрирована); её высокое этическое содержание выражено в математических закономерностях композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, гармонической уравновешенности форм. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии европейской живописи. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты "идеального" города и центрально- купольного храма, оказавшие большое влияние на современную ему архитектуру.

Последующие годы Леонардо да Винчи проводил в непрестанных переездах (Флоренция — 1500-1502, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция — 1500; Милан — 1506; 1507-13; Рим — 1513-16; Франция — 1517-19). Во Флоренции он работал над росписью зала Большого совета в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-06, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В исступлённой схватке конных воинов и пехотинцев Леонардо да Винчи стремился показать "зверское безумие" войны (по выражению самого Леонардо да Винчи). В портрете Монны Лизы (так называемая Джоконда; около 1503, Лувр) воплотил возвышенный идеал женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции портрета стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12), алтарные образы "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-07, Лувр), завершающие поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонически совершенного пирамидального построения композиции, и "Иоанн Креститель" (около 1513-17, Лувр), свидетельствующий о нарастании в творчестве Леонардо да Винчи канонических тенденций; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. "Трактат о живописи", составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для Леонардо да Винчи искусство и наука были неразрывно связаны. Первое место среди искусств он отводил живописи, понимая её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.

Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил почти все области науки того времени, был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания. Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху (проекты прокатных станов, землеройных машин, подводной лодки, летательных аппаратов и др.). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В детализированных анатомических рисунках Леонардо да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал символом эпохи, "... которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности" (Ф. Энгельс, смотри К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 346).

Леонардо да Винчи

«Благовещение»

Леонардо да Винчи. Рис. 2

«Дама с горностаем»

Леонардо да Винчи. Рис. 3

«Мадонна Бенуа»

Леонардо да Винчи. Рис. 4

«Мадонна Литта»

Леонардо да Винчи. Рис. 5

«Мадонна с гвоздикой»

Леонардо да Винчи. Рис. 6

Ausschnitt aus der Philosophenschule (Stanzen) von Raffael

Леонардо да Винчи. Рис. 7

Felsgrottenmadonna

Леонардо да Винчи. Рис. 8

Portrat der Ginevra de' Benci

Леонардо да Винчи. Рис. 9

Мона Лиза (1503—1505)

Леонардо да Винчи. Рис. 10

Тайная вечеря (1498)

Сочинения: Tutti gli scritti, v. 1, Mil., 1952; в рус. пер. — Книга о живописи, М., 1934; Избранные произведения, т. 1-2, М., 1935; Избранные естественнонаучные произведения, М., 1955; Анатомия. Записки и рисунки, М., 1965.

Литература: В. П. Зубов, Леонардо да Винчи, М.-Л., 1961; М. А. Гуковский, Леонардо да Винчи, Л.-М., 1967. В. Н. Лазарев, Леонардо да Винчи, 2 изд., М., 1969; А. К Дживелегов, Леонардо да Винчи, М., 1974; Б. Нардини, Жизнь Леонардо, (пер. с итал.), М., 1978; А. Гастев, Леонардо да Винчи, М., 1962; Kemp M., Leonardo da Vinci, Camb, (Mass.), 1981.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Леонардо да Винчи — Леонардо да Винчи Орфографический словарь. Одно Н или два?
  2. Леонардо да Винчи — (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, — 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Большая советская энциклопедия
  3. Леонардо да Винчи — См. Винчи. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. Леонардо да Винчи — ЛЕОНАРДО (правильнее — Лионардо) да ВИНЧИ (Lionardo da Vinci, 1452—1519) — великий итальянский художник и ученый, совершеннейший представитель того типа «универсального человека» (uomo universale), к-рый был идеалом итальянского Ренессанса (см.). Литературная энциклопедия
  5. Леонардо Да Винчи — (Leonardo da Vinci) 1452, Винчи — 1519, Амбуаз. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, теоретик искусства. Мастер флорентийской школы, ученик Верроккио. Творческий путь начал во Флоренции. Европейское искусство. Энциклопедия
  6. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ — ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452-1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека... Большой энциклопедический словарь