Левитан Исаак Ильич

(1860-1900), русский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1873-1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). Участник выставок передвижников (с 1884; с 1891 член ТПХВ), мюнхенского Сецессиона (с 1897), журнала "Мир искусства" (с 1898). Творчески восприняв традиции русской пейзажной живописи предшествующего периода, продолжая вслед за Саврасовым линию глубоко лирического изображения природы, Левитан уже к концу 70-х гг. перешёл от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива к раскрытию тончайших состояний природы и атмосферы, к цельности эмоционального образа ("Осенний день. Сокольники", 1879), к тональному, тонко нюансированному колориту ("Мостик. Саввинская слобода", 1884). Произведения Левитана конца 80-х гг., передающие величие волжских просторов, отличаются ясностью и устойчивостью композиции, чёткостью построения пространственных планов, уравновешенностью цветового строя ("Вечер. Золотой Плёс", "После дождя. Плёс" — оба 1889). Левитан создал так называемый пейзаж настроения: природа одухотворяется в нём незримым присутствием человека, её образ воспринимается зрителем неразрывно с гаммой знакомых каждому ассоциаций и переживаний. От передачи конкретных ландшафтов Левитан постепенно перешёл к их поэтическому обобщению, воссозданию самого характера русской природы, типичных её черт. Овеянные традиционными народными представлениями, эти произведения во многом отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения; своими эмоциональными интонациями они особенно близки прозе А. П. Чехова ("Вечерний звон", "У омута" — оба 1892). В картине "Владимирка" (1892) впервые у Левитана возникла тема дороги, как влекущей вдаль силы, как исторической судьбы народа. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, динамичность мазка, которые в ряде работ Левитана особенно близки стилистике импрессионизма ("Берёзовая роща", 1885-89; "Март", 1895), служили в его больших композициях достижению мажорной звонкости колорита, сочетающейся с устойчивой определённостью формы ("Свежий ветер. Волга", 1891-95; "Золотая осень", 1895). Некоторые работы Левитана 90-х гг. обнаруживают тяготение к обобщённости письма, к плоскостно-декоративному, остросилуэтному построению композиции, к драматизации образов ("Над вечным покоем", 1894, "Сумерки. Стога", 1899; все названные произведения — в ГТГ). Итогом образно-пластических поисков Левитана стала незаконченная картина "Озеро. Русь" (1900, ГРМ) — монументально-эпический символ родной страны. Искусство Левитана составило эпоху в развитии русской пейзажной живописи.

Левитан Исаак Ильич

И. И. Левитан. "Март". 1895. Третьяковская галерея. Москва.

Левитан Исаак Ильич. Рис. 2

Dammerung

Левитан Исаак Ильич. Рис. 3

После дождя. Плёс.

Левитан Исаак Ильич. Рис. 4

Берёзовая роща

Левитан Исаак Ильич. Рис. 5

Весна в Италии

Левитан Исаак Ильич. Рис. 6

Большая вода

Левитан Исаак Ильич. Рис. 7

Вечерний Звон

Левитан Исаак Ильич. Рис. 8

Золотая Осень

Левитан Исаак Ильич. Рис. 9

Лилии. Ненюфары.

Левитан Исаак Ильич. Рис. 10

Над вечным покоем

Левитан Исаак Ильич. Рис. 11

Осенний пейзаж

Левитан Исаак Ильич. Рис. 12

Русь. Озеро

Левитан Исаак Ильич. Рис. 13

Солнечный День

Левитан Исаак Ильич. Рис. 14

Вечер. Золотой Плёс.

Левитан Исаак Ильич. Рис. 15

На озере (Тверская губерния).

Левитан Исаак Ильич. Рис. 16

Саввинская слобода под Звенигородом.

Литература: И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956; И. И. Левитан. Каталог выставки..., М., 1960; Фёдоров-А. А. Давыдов, И. И. Левитан. Жизнь и творчество, (т. 1-2), М., 1966.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Левитан Исаак Ильич — (1860, Кибарты, ныне Кибартай в Литве, — 1900, Москва), живописец. Учился в МУЖВЗ (1873—85) у А.К. Саврасова, с 1882 у В.Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). Москва. Энциклопедический справочник
  2. Левитан Исаак Ильич — (1861—1900) — живописец, один из замечательных русских пейзажистов. Получил образование в московском училище живописи, ваяния и зодчества и, будучи всего 18 лет от роду, начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя общее внимание. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. ЛЕВИТАН Исаак Ильич — ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900) — российский живописец-передвижник. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ("Март", 1895; "Озеро. Большой энциклопедический словарь