Кружево

Текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчато- бумажных, шерстяных, металлических и др.). Кружево применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные кружева; полосы-прошивки, бордюры) или вставок (штучные кружева; треугольники, квадраты), а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал, нарядных женских костюмов (штучные кружева). Главные особенности кружева как вида декоративно-прикладного искусства — воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для кружева характерно слияние ажурных узоров и сетки фона или контрасты плотного узора (порой рельефного) и ажурного фона, разнообразие ритмического построения узора. По технике использования кружево бывает ручное и машинное.

Ручное кружево плетётся на коклюшках, шьётся иглой. Существует также вязаное кружево, выполненное крючком или на спицах. Плетёное кружево подразделяется на численное, парное и сцепное. Численное кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Парное и сцепное кружево делается по "сколку" — рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями, образующими кружево. В парном кружеве узор и фон плетутся одновременно. В сцепном кружеве основные элементы узора выполняются в виде тесёмки (так называемые вилюшки) и соединяются между собой с помощью крючка нитями ("сцепками" или "решётками"). В парном кружеве преобладают геометрические узоры, а в сцепном — растительные.

Кружево появилось на рубеже XV-XVI вв., по-видимому, в Италии. Ранние шитые кружева представляли собой полоску с зубцами, заполненную главным образом геометрическим или растительным орнаментом. В конце XVI в. получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр, то есть кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками. В середине XVII в. узор шитых венецианских гипюров состоял из характерных для барокко динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром. В XVIII в. Италия потеряла своё значение как ведущая страна по изготовлению кружев, на первое место выступили Фландрия и Франция.

Во Фландрии производство кружева развивалось с конца XVI в.: сначала шитых, с геометрическим узором, затем плетёных. Особенно славились тонкие плетёные кружева типов "бенш", "валансьенн", "малин" (названы по городам, в которых они производились) с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В начале XVIII в. стали изготовлять лёгкое и воздушное тюлевое кружево, в орнаменте которого использовались мотивы рококо: гирлянды, завитки и тому подобное. Крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель С середины XVIII в. здесь делали аппликацию по тюлю.

Во Франции производство кружева развивалось с середины XVII в. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растительные побеги, фигурки амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантане, Седане. В XVIII в. в тех же центрах производили шитое по тюлю кружево с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В конце XVIII — начале XIX вв. орнамент тюлевого кружева располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки или так называемые мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые кружева. В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных кружев в виде прошивок из золотых и серебряных нитей относятся к первой четверти XVII в. Введение в XVIII в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства кружева в монастырях и помещичьих усадьбах. Художественный эффект русского кружева XVIII в. с геометрическими и растительными узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных материалов: белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нитей. Однако, помимо общих черт, в русском кружеве. XVIII в. наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Торжка и др. В первой четверти XIX в. производство кружева начинает принимать форму народного художественного промысла, однако с середины XIX в. широкое распространение дешёвого машинного кружева приводит к упадку его художественного уровня. В СССР (20-е гг.) организована промысловая кооперация, объединившая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, созданы курсы и художественно-профессиональные школы. В советском кружеве, развивающем богатые художественные традиции русского кружева, используются национальные типы узоров, а также новые орнаментальные мотивы. Смотри также Елецкое кружево, Вологодское кружево.

Кружево

Волан. Шитое кружево. Седан (Франция). Нач. 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

Кружево. Рис. 2

Вставка для корсажа. Шитый рельефный гипюр. Венеция (Италия). 17 в. Эрмитаж. Ленинград.

Кружево. Рис. 3

Деталь полотенца царицы Прасковьи Фёдоровны, подаренного ею в 1696 патриарху Адриану. Золотое кружево с изумрудами и жемчугом. Кон. 17 в. Оружейная палата. Москва.

Литература: Н. Ю. Бирюкова, Западноевропейское кружево XVI-XIX вв. в собрании Эрмитажа, Л., 1959; В. А. Фалеева, Русское плетеное кружево, Л., 1983.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Кружево — 1. Текстильное ажурное изделие, изготовленное приемами плетения, вязания или вышивания с использованием различных ниток (шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных, льняных, металлических и др.). Энциклопедия моды и одежды
  2. кружево — -а, ср. (мн. в том же знач. кружева, кружев, -ам). Узорчатое, сетчатое изделие для украшения белья, платьев и т. д. Шелковое кружево. Вязаные кружева. Плести кружева. Малый академический словарь
  3. Кружево — Текстильное изделие без тканой основы в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.). К. применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные... Большая советская энциклопедия
  4. кружево — Общеслав. Суф. производное (ср. варево, печево) от krǫžiti «обшивать, отсрочивать», суф. образования от krǫgъ (см. круг). Первоначальное круживо > кружево в результате безударного положения и. Этимологический словарь Шанского
  5. кружево — КРУЖЕВО -а; ср. (в том же зн.: мн. кружева, род. кружев, дат. -ам). 1. Узорчатое, сетчатое плетёное изделие из ниток для украшения белья, платьев и т.п. Шёлковое к. Вязаные кружева. Плести кружева. Накидка из вологодского кружева. Толковый словарь Кузнецова
  6. кружево — кру́жево кру́живо, у Котошихина (77); прежде в знач. "галун, кант", укр. кру́живо, др.-русск. круживо (уже в Галиц.-Волын. летоп. под 1252, 1289 гг.), также русск.-цслав. т(ъ)каше кружьнаɪа (Жит. Св. Анастасии (ХVI... Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. кружево — Это название узорчатого изделия для украшения одежды образовано от глагола кружити и восходит к тому же общеславянскому слову (krogb), что и круг. Этимологический словарь Крылова
  8. Кружево — К. называется сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен, характеризующих современную им эпоху. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. кружево — кружево ср. см. кружева Толковый словарь Ефремовой
  10. КРУЖЕВО — КРУЖЕВО — текстильное изделие (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей. Высококачественные шитые и плетеные кружева изготовлялись в Зап. Европе с кон. 15 в. (Италия). Большой энциклопедический словарь
  11. кружево — См. кружить Толковый словарь Даля