Картон Ангерран

Ангерран Шаронтон (Enguerrand Quarton, Enguerrand Charonton) (ок. 1415, Лан, Франция — ок. 1466, Авиньон) — французский художник авиньонской школы.

Ангерран Картон родился около 1415 года на севере Франции, в городе Лане; образование получил в 1425-30 годах. Исторические источники сохранили несколько имен Картона. Его пикардийским именем было Шарретон или Шарретье (Charretier), однако когда он переехал в Прованс, имя было литинизировано, и звучало как Картон (Carton или Quarton). Если судить по многочисленным готическим элементам его стиля, то он сформировался на севере Франции. Величественностью своих композиций, а также некоторыми своими образами он обязан скульптуре готических храмов. В годы формирования Картона в Пикардии было сильным бургундское художественное влияние, в формировании художника сыграли роль произведения Яна ван Эйка, Робера Кампена и Рогира Ван дер Вейдена, которые он, вне сомнения, там видел. Благодаря натурализму этих мастеров, усвоенному художником, он стал достаточно «прогрессивным» для живописи середины XV века. В его произведениях видна чувствительность к формам предметов, характерности лиц, и пейзажу.

Однако творчество Картона не является простым следованием принципам североевропейской живописи, в нем есть мощная южная, итальянская струя. Лучезарные пейзажи Прованса придали манере художника определенную резкость с подчеркнутыми контрастами светотени и стремлением к упрощенности форм. Эта манера перекликается с произведениями Доменико Венециано, Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо, но не связана с ней непосредственно, поскольку, судя по тому, что Картон никогда не изображал в своих произведениях итальянских построек, он никогда не был в Италии. Тем не менее, итальянское искусство, процветавшее в Провансе еще со времен Симоне Мартини и Маттео Джованнетти, произвело на него сильное впечатление, он заимствовал из него ряд своих сюжетов. Некоторые частные аналогии с тосканским искусством можно объяснить его знакомством с картинами из коллекций многочисленных флорентийских купцов, осевших в Провансе. Кроме того, в Провансе Картон работал рядом с другим художником, который подобно ему приехал с севера, сформировался под влиянием искусства ван Эйка, и по всей видимости был родоначальником провансальской манеры «упрощенности форм» середины XV века – Мастером «Благовещения» из Экса (Бартелеми д'Эйк). Картина «Благовещение» этого мастера, сыгравшая важную роль в формировании авиньонской школы, была создана между 1443-45 годами, то есть в то же время, когда Картон жил в Эксе. Подобная чувствительность к различным влияниям лишний раз доказывает, что Ангерран Картон приехал в Прованс достаточно молодым человеком.

Из архивных источников известно, что уже в 1444 году он жил в Эксе, где написал алтарную картину для церкви в Тарасконе – св. Марту со святыми Лазарем и Магдалиной; в 1446г. находился в Арле, а с 1447 года в Авиньоне, где жил в доме на площади св. Петра вплоть до 1466 года, когда его имя упоминается в последний раз. Авиньон в то время перестал быть местом пребывания папской курии, однако оставался крупным культурным и торговым центром. Дата смерти художника неизвестна. В архивах сохранились данные о семи его контрактах с разными заказчиками – дворянами, богатыми горожанами, духовенством. Эти заказы касались больших алтарей с балдахинами (1446-47гг.; 1452-53гг.; 1454г.; 1461г.; 1462-64гг. и 1466г.), а также одной хоругви для церковных процессий (1457-58гг). Из всех этих работ до наших дней дошли только две, однако на основании стилистического анализа художнику приписывают еще два произведения, авторство которых документально не подтверждено.

Этот алтарь был заказан в Авиньоне в 1452 году Ангеррану Картону и Пьеру Виллату врачом короля Карла VI, Пьером Кадаром, который, подобно Картону, был уроженцем Пикардии. Кадар заказал эту картину для капеллы благословенного Петра Люксембургского в конвенте св. Целестины в Авиньоне, и пожелал, чтобы у ног Марии были изображены его усопшие родители со своими святыми покровителями – двумя святыми Иоаннами — Богословом и Крестителем. В контракте говорится и о пределле, правда, без уточнения сюжета. В ходе исследования произведения вставал вопрос о том, создан ли он совместно двумя мастерами, или кем-то одним из них. Анализ картины подтвердил, что она создана одной рукой, а сравнение ее с «Коронованием Марии», автором которой согласно документам является Картон, доказывает, что авторство в данном случае принадлежит именно ему. Можно предположить, что Виллат исполнил менее важную часть алтаря – пределлу, которая не сохранилась. Хотя Виллат был крупным мастером, а его карьера продолжалась до 1495 года, ни одно его произведение не известно. В 1452 году, в период совместной работы с Картоном, он был еще молодым художником, лишь недавно приехавшим в Авиньон. Картина «Богоматерь Милосердие» замечательна своей широкой и свободной композицией, а также монументальностью форм. На ней изображена Богоматерь, укрывающая своим плащом, то есть прощающая, и берущая под свою защиту всех людей – от папы Римского до простолюдинов. Сюжет картины известен в итальянском искусстве, по крайней мере, с начала XIV века. Сегодня она хранится в Шантийи, в музее Конде.

Контракт, составленный на создание этого произведения один из самых подробных в истории средневековой живописи (он опубликован в 1889 году аббатом Рекеном, а затем, в исправленном виде, в 1940 году А. Шабо). Контракт был заключен в 1453 году между Картоном и Жаном де Монтаньяком, каноником церкви Сен-Агриколь в Авиньоне и капелланом церкви картезианского монастыря в Вильнёве. Картина, предназначенная для алтаря в церкви Сент Трините картезианского монастыря, должна была быть закончена в сентябре 1454 года. Она не имела пределлы, а упоминаемый в контракте балдахин не сохранился. Программа произведения была очень амбициозной, на ней изображен весь христианский мир: рай со святыми и праведниками, земной мир с двумя священными городами – Римом и Иерусалимом и их святынями, и, наконец, ад. Троица представлена в картине в виде голубя и двух совершенно одинаковых фигур. Это художественное воплощение догмата о тождестве Бога-отца и Бога-сына, утвержденного Флорентийским собором в 1439 году. Однако трактовка некоторых деталей объясняется исключительно художественными целями – разгрузить, и пластически прояснить композицию. В 1449 году больной Монтаньяк составил завещание, в котором пожелал быть изображенным в роли донатора со святым покровителем Мадонной. Эта картина должна была находиться рядом с его гробницей в монастырской церкви. Однако после выздоровления он, по всей вероятности, отказался от проекта, и совершил паломничество в Рим и Иерусалим. «Коронование Марии» должно было символизировать это путешествие. В картине заметно влияние соборной скульптуры Северной Франции: точно по горизонтали, на стыке земного и подземного миров проходит полоса, которая служит перемычкой и поддерживает своеобразный тимпан с изображением Троицы. Картина близка и франко-фламандским шпалерам, на которых также часто изображались крупные стилизованные фигуры рядом с персонажами, взятыми из повседневной жизни. Стиль картины, близкий «Благовещению» из Экса, в XV веке был одним из больших стилей латинской Европы, наряду с тосканским и иберийским (Гонсалвеш, Бермехо). Картина хранится в Городском музее в Вильнёв-лез-Авиньон.

Этот алтарь, сохранившийся в неполном виде, не упоминается ни в одном из известных документов. Неизвестно и его истинное происхождение – гербы стёрлись, а вместе с ними пропала и надежда определить личность донаторов. Колорит, моделировка, сдержанные лики, впалые глаза, тип Мадонны, руки, тонкий штриховой мазок – всё это свидетельствует в пользу авторства Картона. Костюмы также соответствуют моде второй половины 1440х годов. Трон Мадонны, удивительно архаичный, с небольшими колоннами и тонкой позолотой, восходит к франко-фламандской миниатюре начала XV века. Картина хранится в Авиньоне, в музее Пти Пале.

Особенности иконографии (св. Иоанн, снимающий с Христа терновый венок), и композиция этой картины оказали влияние на «Пьету из Тараскона», написанную в 1456 или 1457 году (Париж, музей Клюни); таким образом можно с уверенностью считать, она была создана раньше. По всей вероятности, произведение предназначалось для картезианского монастыря в Вильнёве, однако эта идея долгое время считалась спорной. Сравнение с подлинными произведениями Картона (композиция, тип Христа, характер морщин, форма глаз, рук, лба) свидетельствуют об его авторстве. Донатор поразительно похож на Монтаньяка, который дважды появляется в «Короновании Марии». Специалисты не без основания предполагают, что Монтаньяк, по возвращении из Святой Земли, вновь обратился к своему проекту обетной картины, изложенному в завещании 1449 года. «Коронование Марии» предназначалось для алтаря и не заменило обетную картину (Монтаньяк изображен там в виде маленькой молящейся фигуры). Напротив, «Пьета» с видом Иерусалима и крупной фигурой донатора на первом плане можно считать новой версией проекта 1449 года, задуманной после паломничества. Подобно северным мастерам – Яну Ван Эйку, Роберу Кампену, и Рогиру Ван дер Вейдену, Картон изображает донатора не в виде маленькой фигурки, но в том же масштабе, что и святых персонажей. Композиция картины состоит из игры диагоналей вписанных полукруг. «Пьета», вероятно, была исполнена между 1454 и 1456 годами. Она ставит Картона в ряд самых значительных европейских художников XV века.

По мере изучения творчества Картона, в круг приписываемых ему произведений входит все больше миниатюр из различных манускриптов. Сегодня, исходя из стилистического анализа, ему приписывается иллюстрирование «Часослова» из Библиотеки Пирпонта Моргана, Нью-Йорк, над которым он, по всей вероятности, работал совместно с Бартелеми д’Эйком. Около 1444 года оба художника находились в городе Экс, поэтому предполагается, что миниатюры к часослову были созданы в это время. Далее, ему приписываются две большие миниатюры в известном «Часослове маршала Бусико» (1460е годы), а также пять миниатюр в «Молитвеннике Жана де Мартена» (1465-66 гг., Париж, Национальная библиотека). Кроме этих работ сегодня кисти Картона приписывают миниатюры еще в двух часословах – из галереи Хантингтона (ок. 1450г, Сан Марино, Калифорния), и в датируемом серединой XV века Часослове из Намура (Намур, Библиотека семинарии).

Картон Ангерран

Миниатюра из Молитвенника Жана де Мартена. 1466г. Париж Национальная библиотека.

Картон Ангерран. Рис. 2

Обрезание Христа. Миниатюра. ок. 1450 года. Сан Марино, Калифорния, США, галерея Хантингтона.

Литература: Эдит Лайта. Ранняя французская живопись. Будапешт. 1980.; Albert Chatelet. La Penture Francaise XV et XVI siecles. SKIRA. 1992; Michelle Laclotte/Dominique Thiebaut. L'ecol d'Avignon. Flammarion.Paris.1983.; Luc Ta-Van-Thinh, Enguerrand Quarton, peintre de l'Unité. Le maître de "l'École d'Avignon" au XVème siècle, Malaucene, (Ta-Van-Thinh Ed.), 2002.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me