Караваджо Микеланджело

(Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573-1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-88). Работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта, Сицилия. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную вырази- тельность модели ("Маленький больной Вакх", Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов", там же). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-93, Уффици). Внёс большой вклад в сложение новых видов живописи — натюрморта ("Корзина с фруктами", около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет", Галерея Дориа-Памфили, Рим). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) — это монументальные полотна, обладающие исключит, драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пололо, "Положение во гроб", 1602-04, Пинакотека, Ватикан, — все в Риме; "Смерть Марии", около 1605-06, Лувр). Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке пластических объёмов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному ему искусству. В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединённых родственной близостью и душевным теплом ("Погребение св. Лучии", 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности. Творчество Караваджо оказало большое влияние на сложение реалистических течений во многих европейских художественных школах XVII в. (см. Караваджизм).

Караваджо Микеланджело

Караваджо. "Положение во гроб". 1602 — 1604. Пинакотека. Ватикан.

Караваджо Микеланджело. Рис. 2

Canestra di frutta (basket of fruits)

Караваджо Микеланджело. Рис. 3

Crocifissione di sant'Andrea, 1607-1608

Караваджо Микеланджело. Рис. 4

Flagellazione di Cristo, 1607

Караваджо Микеланджело. Рис. 5

Madonna del Rosario, 1607

Караваджо Микеланджело. Рис. 6

Omnia vincit Amor (1602)

Караваджо Микеланджело. Рис. 7

Supper at Emmaus (1601)

Караваджо Микеланджело. Рис. 8

The Betrayal of Christ (1602)

Караваджо Микеланджело. Рис. 9

The Death of the Virgin

Караваджо Микеланджело. Рис. 10

Вакх

Караваджо Микеланджело. Рис. 11

Гадание

Караваджо Микеланджело. Рис. 12

Давид и Голиаф

Караваджо Микеланджело. Рис. 13

Мученичество св. Петра

Караваджо Микеланджело. Рис. 14

Обращение Павла. 1601. Церковь Санта Мария дель Пополо. Рим

Караваджо Микеланджело. Рис. 15

Призвание апостола Матфея

Караваджо Микеланджело. Рис. 16

Св. Матфей и ангел

Караваджо Микеланджело. Рис. 17

Шулеры. 1596. Уодсворт Атенеум. Хартфорд.

Караваджо Микеланджело. Рис. 18

Юдифь и Олоферн

Литература: Т. Знамеровская, Микеланджело да Караваджо, М., 1955: С. Н. Всеволжская, Микеланджело да Караваджо, М., 1960; Venturi L., II Caravaggio, Novara, 1951; Friedlaender W., Caravaggio studies, N. Y., 1969.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me