Испания
(Espaсa), Испанское государство. Государство в Западной Европе, на Пиренейском полуострове. Многообразие и сложность художественной культуры Испании обусловлены различиями исторических судеб отдельных её областей и этнического состава населения, наслоениями культурных традиций финикийцев (см. Финикия), кельтов, древних греков и римлян, германцев древних, арабов (или мавров), завоевавших в VIII в. большую часть территории Испании. Древнейшие памятники искусства на территории Испании относятся к эпохе палеолита: наскальные полихромные росписи и рисунки в пещерах Кантабрии (в т. ч. знаменитая Альтамира с необыкновенно жизненными, выразительными и совершенными по исполнению изображениями животных). К неолиту восходят схематические наскальные изображения охот и военных сцен (в пещерах восточной Испании) и лепная керамика с процарапанным примитивным ленточным орнаментом. Гончарное искусство достигло расцвета в эпохи энеолита (культура колоколовидных кубков) и бронзы. К эпохе бронзы относятся поселения с земляными крепостными сооружениями, облицованные каменными плитами подземные гробницы с дромосами, прямоугольные в плане каменные жилища, наскальные рисунки. В первой половине 1-го тысячелетия до н. э. в южной и восточной Испании определяющим было влияние финикийского (пунического) и древнегреческого искусства; около VIII в. до н. э. возникла культура иберов. Сменившее власть Карфагена (утвердился в Испании в IV-III вв. до н. э.) владычество Рима Древнего привело к глубокой романизации местной культуры в первых веках н. э. (руины римских театров, храмов, арок, акведуков, мостов в Мериде, Таррагоне, Сеговии и других городах). Наиболее ранние памятники средневекового искусства принадлежат художественной культуре вестготов: тяжёлые по формам церкви с пышным резным декором в интерьере (Сан-Хуан в Баньосе, 661; Санта-Комба де Банде близ Оренсе, VII в.), а также украшения "полихромного стиля" с яркой эмалью и цветными камнями ("вотивная корона" короля Рецесвинга, VII в., ныне в Музее Клюни, Париж). Во второй половине VIII — начале XI вв. в завоёванной арабами Андалусии развилось искусство, в котором своеобразно сочетались художественная культура Омейядского халифата (см. Сирия) и вестготские традиции (Большая мечеть в Кордове). В конце XI-XV вв. в южной Испании сложилось т. н. испано-мавританское искусство (см. Мавританское искусство) с центрами в Валенсии, Гранаде, Севилье и других городах. Его особенности наиболее полно выразились в ансамбле Альгамбры и в изделиях из майолики с росписью люстром (XIII-XV вв.), а также послужили основой формирования стиля "мудехар".
Сложение собственно испанской художественной культуры протекало в условиях Реконкисты — длительного периода отвоевания народами Пиренейского полуострова территории, захваченной арабами. По мере её продвижения к югу различные по своим истокам местные художественные традиции вступали во взаимодействие с культурными влияниями Франции и Италии. Особый отпечаток на искусство Испании наложили аскетизм и фанатическое благочестие, утверждавшиеся в ходе длительной национально-освободительной борьбы, которая велась под знаменем католической церкви. В то же время тяга к яркости и изощрённому богатству форм, шедшая от мавританской цивилизации, стала традицией в южных областях Испании и проникала на север с притоком туда беженцев-христиан (мосарабов). Причудливое переплетение противоречивых тенденций породило стилистическую пестроту и яркое своеобразие средневекового искусства Испании. Облик городов, выраставших из опорных крепостей Реконкисты, ремесленных посёлков при монастырях или торговых колоний у пересечения дорог, а также из древнеримских или мавританских селений, определялся природными условиями и планировкой старого градообразующего ядра. Общими для этих городов были неупорядоченность плотной застройки, кольца городских стен с воротами, от которых узкие извилистые улицы вели к площади с ратушей и храмом; города Андалусии с её устойчивым "мавританским" колоритом не имели и такого центра. Тип мавританского жилого дома с внутренним двориком (патио) и галереями, плоской глин, или несколько покатой черепичной крышей, с интерьерами, отделанными полихромными керамическими плитками (асулехо), получил в средние века распространение почти во всей Испании, видоизменяясь в зависимости от местных климатических условий; бытовых традиций и наличного материала. Лишь каменные дома Каталонии близки жилищам Прованса и Бургундии, а у басков и поныне бытуют каменные башнеобразные жилища или фахверковые (см. Фахверк) с каменным заполнением невысокие дома (касерио) с асимметричной двускатной крышей. Создатели каменных крепостей и замков Испании использовали строительный опыт Франции и крестоносцев. Со второй половины XV в. замки превращались в парадные резиденции, их композиция и внутреннее убранство становились богаче и живописнее (замок Ла Кока близ Сеговии, XV в.). В церковном зодчестве северной Испании ещё в VIII-IX вв. сохранялись вестготские традиции (небольшие каменные церкви в т. н. астурийском стиле близ г. Овьедо, украшенные внутри резьбой и росписью, — Сан-Хуан де лос Прадос (около 830), Сан-Мигель де иньо (около 848)). Но уже в X-XII вв. мосарабы приносят с собой элементы кирпичной архитектуры: выносные карнизы, консоли, дольчатые купола (церковь Сантьяго де Пеньяльба близ Леона, около 920). В рано отвоёванной у мавров Каталонии, тяготевшей к культуре Италии и южной Франции, в начале XI в. возводились трехнефные церкви-крепости (Санта-Мария в Риполе, 1020-32), близкие церквам романского стиля. Их строгие объёмы связаны воедино ломбардским по происхождению декором (глухие арки, аркатурные фризы). К французскому (клюнийскому, см. Клюни) образу восходило крупнейшее сооружение этой эпохи — церковь в Сантьяго-де-Компостела (около 1080 — 1211). Богатый, композиционно ясный скульптурный декор её "Портика славы" (1168-88) предвосхищает склонность к пышному декор, убранству, типичную для испанской средневековой архитектуры. Но одновременно складывались и местные особенности романской архитектуры: простота форм и тяжесть конструкции, отсутствие в храме хора, контрастное сопоставление богато членённых западных фасадов с обширными гладкими плоскостями стен (соборы в Саламанке, Саморе, 1154-74). Характерно также применение 4- и 8-частных сводов на нервюрах, а также монумент, куполов на парусах ("симборио") над средокрестием. Скульптура этого времени (каменная и деревянная) отличалась богатством пластические языка и многообразием композиционных решений. Разделённые на ярусы изображения покрывали обширные плоскости стены (статуи и рельефы церкви Санта-Мария в Риполе, середина XII в.). В росписях преобладали наивная достоверность и наглядность рассказа (стенопись XII в. в церкви Сан-Клементе де Тауль в Каталонии), которые присутствуют также в алтарных образах и книжной миниатюре X-XII вв.
Архитектуре готики в Испании было свойственно стилистическое многообразие форм. Соборы в Бургосе, Толедо и Леоне (начаты в первой половине XIII в.), несколько приземистые по пропорциям, близки готическим храмам Франции. Самобытны церкви Каталонии (часто однонефные или с очень широким средним нефом), в которых стройные опоры легко несут поднятый на большую высоту огромный свод (собор в Жероне, 1325-1607, ширина нефа 24 м). Во внешнем облике церквей здесь преобладают почти лишённые декора крупные, нерасчленённые объёмы. В Каталонии был создан и лучший образец гражданской готической архитектуры Испании — биржа ("лонха") в Пальме (1426-51), с восьмигранными угловыми башнями, служившая прообразом для многочисленных построек. В других районах Испании архитектура стиля "мудехар" соперничала и скрещивалась с готикой; применяемые арабами узорная кладка из кирпича, декор из алебастра, стука и изразцов создавали своеобразный декор, эффект (собор в Сарагосе, 1119-1550). В Арагоне были распространены в изобилии украшенные кирпичным геометрическим узором колокольни-минареты. Обширные позднеготические соборы в Севилье, Саламанке (1513-1733) и Сеговии (1522-1626) сдержанны по декор, убранству. Художники Каталонии, Валенсии, Арагона создавали пышные живописно-скульптурные алтари — ретабло. Интерес к деталям быта, живая непосредственность поз и лиц присущи росписям капеллы Сан-Мигель в монастыре Педральбес в Барселоне (1346, мастер Ф. Басса, основатель каталонской школы живописи), полихромным фигурам ретабло, скульптурным изображениям на гробницах и миниатюрам этого времени. Завершение Реконкисты к концу XV в., объединение испанских земель, открытие Америки и приток золота в Испанию стимулировали бурную строительную деятельность, рост городов, оживление общественной жизни. Но Испания не испытала мощного расцвета культуры Возрождения, так как экономический подъём страны совпал с утверждением в ней феодально-клерикального режима. Традиционная склонность к пышной декоративности породила своеобразную испанской разновидность архитектуры Ренессанса — стиль платереско. Для построек этого стиля характерно наложение на главные фасады и порталы, лоджии, колонны и арки патио жилых построек обильного, декоративно изощрённого и богатого по мотивам скульптурного декора (включающего архитектурные элементы, фигурную пластику, причудливую орнаментику, каллиграфии, и геральдические мотивы). Поверхность стены пластически обогащалась также фигурными квадрами. Под лучами яркого солнца Испании эти ажурные резные орнаментальные композиции, противопоставленные гладким частям стен, создавали живописную игру светотени (коллегия Санта-Крус в Вальядолиде, 1487-91; дворец Каса де лос Пикос в Сеговии, XVI в.). В XVI в., по мере роста великодержавных устремлений испанских монархов, в светской архитектуре утвердился официално-холодный и монументально- отвлеченный стиль "десорнаментадо" (неукрашенный), называемый также эрререско по имени архиектора Х. Б. де Эрреры, строившего резиденцию Филиппа II — Эскориал. Изобразительное искусство Испании, испытавшее в XV в. значительное воздействие нидерландского и итальянского искусства, всё же шло своим путём, сохраняя вплоть до XVI в. отдельные средневековые черты. Суровый драматизм и внутренняя напряжённость образов в картинах Б. Вермехо, X. Уге, П. Берругете, Ф. Гальегоса, А. Фернандеса сочетаются с условностью пространств, построения, золотыми фонами и обильной орнаментикой тканей. В XVI в. Э. Яньес де Альмедина, X. де Хуанес, Л. Варгае подражают приёмам итальянской живописи; Л. Моралес создаёт произведения, проникнутые спиритуализмом. Необыкновенной экзальтации в передаче душевного смятения человека, свободы и экспрессии живописного языка достигает Эль Греко. Пластика, развивавшаяся в конце XV — начале XVI вв. в общем русле с архитектурой платереско (X. де Силоэ, Д. Формент, Ф. Бигерни), постепенно усваивает язык ренессансной скульптуры. В XVI в. наряду с усилением драматизма образов в ней появляются черты маньеризма (Д. де Силоэ, А. Берругете). В живописи получает развитие изысканно- декоративный парадный портрет (А. Санчес Коэльо и X. Пантоха де ла Крус), отличающийся остротой передачи характерных черт модели.
В XVII в. в Испании развивается барокко. Храмы, а затем и светские сооружения получают сходное с платереско пышное декоративное убранство. Испанское барокко, названное чурригереско (по имени семьи архитекторов Чурригера), уже к началу XVIII в. приобрело характер общенационального стиля. В XVIII в. декоративным тенденциям в архитектуре противостояло дворцовое строительство пришедших к власти Бурбонов. Организованная в 1744 Академия художеств в Мадриде стала проводником академии, классицизма (архитекторы В. Родригес, X. де Вильянуэва).
Первая половина XVII в. — время расцвета испанской живописи, окрепшей в борьбе с тенденциями итальянизма. Местные, национальные традиции были развиты в произв. Х. Риберы и Ф. Сурбарана, отмеченных суровым реализмом и драматической напряжённостью, стремлением утвердить духовную значительность простых, обыденных мотивов. Своё наиболее яркое воплощение они нашли в живописи Д. Веласкеса. Зоркость и объективность глубокого психолога, живая непосредственность художественного видения сочетаются в его творчестве с широким охватом жизненных явлений со свойственным им скрытым драматизмом и острыми противоречиями. Исключительная сложность и богатство живописного строя его картин открывали новые пути развития европейского искусства. В традициях народной полихромной пластики работали скульпторы Г. Фернандес, X. Мартинес Монтаньес, А. Кано, П. де Мена. Со второй половины XVII в. развивается, с одной стороны, изощрённое придворное направление (К. Коэльо), с другой стороны, продолжаются реалистические традиции первой половины века (Б. Э. Мурильо, А. Пуга, А. Переда). Значит, этапом развития не только испанского, но и европейского искусства рубежа XVIII-XIX вв. явилось творчество Ф. Гойи, прочно связанного с освободительной борьбой испанского народа и впервые в мировом искусстве вставшего на путь бескомпромиссного обнажения уродливых сторон действительности во имя утверждения гуманистических демократических идеалов. Оно явилось предвестником идей романтизма в европейском искусстве.
В XIX в. в живописи Испании преобладали салонно-академические тенденции, связанные с исторической и фольклорной тематикой (М. Фортуни и др.). Творческий застой господствовал и в развитии архитектуры вплоть до конца 1920-х гг. Со стилем "модерн" было связано глубоко самобытное творчество архитектора А. Гауди; градостроительные идеи XX в. предвосхищал проект "линейного города" (1892) архитектора А. Сорио-и-Мата. Однако в городском строительстве господствовали эклектизм и исторические стили. С образованием Испанской республики (1931) началась градостроительная деятельность группы архитекторов и техников — ГАТЕПАК (Группа испанских архитекторов и инженеров для содействия прогрессу современной архитектуры; возникла в 1928), исходившая из принципов функционализма. После установления в Испании фашистской диктатуры (1939) новаторские художественные поиски были прекращены, ведущие архитекторы эмигрировали (X. Л. Серт, Ф. Кандела и др.). Лишь с 50-х гг. наблюдаются некоторые прогрессивные сдвиги, сооружаются отдельные рабочие посёлки (Валенсия), возобновилась реконструкция Мадрида. В строительстве наряду с функционализмом применяются принципы органической архитектуры (детский дом отдыха Мирафлорес де ла Сьерра близ Мадрида, 1959, архитекторы X. А. Корралес, А. де ла Сота и др.) и брутализма (жилой дом в Сиджесе, 1969). Однако проблемы широкой реконструкции городов и их жилого фонда остались нерешёнными и в начале 80-х гг.
Изобразительное искусство конца XIX — начала XX вв. отмечено влиянием импрессионизма и стиля "модерн". Ряд художников (И. Сулоага и др.) стремится к правдивому изображению национальной жизни, но впадает при этом в некоторую театрализованность. Воздействие А. Майоля сказывается в творчестве скульптора X. Клары. Черты кубизма присущи народным образам Маноло, экспрессионизма — X. Соланы. В русле парижской школы работают сюрреалисты С. Дали и Ж. Миро. С искусством Франции было тесно связано творчество П. Пикассо. В произведениях художников реалистического направления (скульпторы X. Антонио, В. Мачо, Э. Барраль, живописцы X. Лопес Мескита, М. Бенедито Вивес, Р. Касас) затрагивались актуальные темы современности. В годы Народного фронта и войны с франкистами ведущей областью искусства стала графика (плакат, карикатура, народный лубок). В условиях фашистского террора искусство стало средством утверждения творческой личности для многих прогрессивных художников. Особенно ярко это проявилось после второй мировой войны 1939-45, когда наряду с подпольным искусством (главным образом графика), непосредственно участвующим в антифранкистском движении (рисунки А. Ибарролы и др.), получила широкое развитие пейзажная живопись (Б. Паленсия, Г. Ортега Муньес, Ф. Сан-Хосе, А. Дельгадо и др.), воспевающая величие природы родной страны, красоту её трудовых людей. В 50-х — начале 80-х гг. распространились также многочисленные модернистские направления.
Церковь Сан-Пабло в Вальядолиде. 1486 — 1492. Западный фасад (строитель С. де Колония).
Д. Веласкес. "Инфанта Маргарита". Около 1660. Прадо. Мадрид.
Ф. Игерас, А. Миро. Центр реставрационных работ в Мадриде. Кон. 1960-х — нач. 1970-х гг.
Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИИ, т. 1-6 (кн. 1), М., 1956-65; ВИА, т. 4-5, 7, (Л.-М.), 1966-69; К. М. Малицкая, Испания, (М.), 1935; её же, Испанская живопись XVI-XVII вв., М., 1947, И. Левина, Искусство Испании XVI-XVII вв., 2 изд., М., 1966; Post Ch. R., A history of Spanish painting, v. 1-14, Camb. (Mass.), 1930-66; Ars Hispaniae, v. 1 — Madrid, 1947 — (серия); Brown J., Images and ideas in 17 century Spanish painting, Princeton, 1978; Historia del arts hispanico, (v.) 1-6, Madrid, 1978-81.
Значения в других словарях
- ИСПАНИЯ — (Espana) — гос-во на Пиренейском п-ве, Балеарских и Канарских о-вах. Первые марки вып. в 1850, назв. гос-ва на них отсутствовало. До 1856 марки менялись ежегодно. Назв. гос-ва появилось на них с 1862. Однако марки без назв. гос-ва вып. до 1930. Филателистический словарь
- Испания — гос-во на Ю.-З. Европы. По распространенной этимологии название Испания от финик. И-Шпаним — 'берег кроликов' (якобы из-за их изобилия). По более поздней версии название от баск, espana 'угол, отрог, выступ', что также спорно. Топонимический словарь
- Испания — (España), гос-во на ЮЗ. Европы, на Пиренейском п-ове; включает о-ва Балеарские и Питиусские в Средиземном море, Канарские в Атлантическом океане. Под управлением И. находятся города Сеута и Мелилья... Словарь географических названий
- ИСПАНИЯ — (España) — гос-во в Зап. Европе, расположено на Пиренейском п-ове; включает Балеарские (в Средиземном м.) и Канарские (в Атлантическом ок.) о-ва. Площ. 503,5 тыс. км 2. Нас. 30,7 млн. чел. (1962, оценка), св. Советская историческая энциклопедия
- Испания — (Espana) официальное название — Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. — государство на крайнем Ю.-З. Европы. Большая советская энциклопедия
- Испания — Испания упоминается только в Рим 15:24, 28, где Павел говорит о своем замысле отправиться туда после посещения Римской церкви. В замечании Климента Римского (96 г. по Р. Х.) содержится намек на то, что Павел исполнил свое намерение, но иных точных и надежных сведений об этом не имеется. Библейская энциклопедия Брокгауза
- ИСПАНИЯ — (Королевство Испания) государство на юго-западе Европы, на Пиренейском полуострове, включает также Балеарские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Столица — г. Мадрид. Словарь по конституционному праву
- Испания — (1 Мак 8:3, Рим 15:24-28). В древности под сим названием разумелся весь Ибирийский или Пиринейский полуостров, вместе с Португалиею, который изобиловал между прочим серебряными и золотыми рудниками. Граничит... Библейская энциклопедия архим. Никифора
- Испания — • Hispania, Ίσπανία первоначально Ίβηρία, у поэтов, кроме того, Έσπερία, Hesperia, занимала в древности весь Пиренейский полуостров; с севера Пиренеи отделяют ее от Галлии; на северо-западе она омывается Аквитанским заливом... Словарь классических древностей
- Испания — (Espana) — гос-во на Ю.-З. Европы. Занимает б.ч. Пиренейского п-ова, о-ва Балеарские и Питиусские в Средиземном м., Канарские о-ва в Атлантич. ок. Пл. 503,5 тыс. км2. Нас. 38,2 млн. чел. (1982). Столица — Мадрид. В состав... Горная энциклопедия
- Испания — Испа́ния см. Гишпа́ния, Гишпа́нский. Этимологический словарь Макса Фасмера
- ИСПАНИЯ — ИСПАНИЯ — государство на юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского п-ова, о-ва Балеарские и Питиусские в Средиземном м., Канарские в Атлантическом ок. 504,8 тыс. км2. Население 39,1 млн. человек (1993) — ок. Большой энциклопедический словарь
- Испания — I (по-исп. — España, франц. — Espagne, англ. — Spain, нем. — Spanien, итал. — Spagna, Иберия и Исперия у древних) — королевство, наибольшее из двух государств Пиренейского полуострова... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона