Дерен Андре

(Derain) (1880-1954), французский живописец, а также театральный художник, график, скульптор, керамист. Учился у Э. Карьера (1898-99) и в академии Жюлиана (1904) в Париже. Ранние декоративные, звучные по цвету пейзажи Дерена написаны в технике пуантилизма ("Коллиур", 1905, частное собрание, США), затем — в духе фовизма: столкновение крупных пятен чистых контрастных цветов создаёт тревожащий, островыразительный эффект ("Лондонский мост", 1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Уже с конца 1900-х гг. Дерен, внимательно изучавший творчество старых мастеров и П. Сезанна, произведения традиционной африканской скульптуры, отходит от прежней декоративно-красочной манеры; сближаясь в некоторых формальных моментах (сдержанное, несколько сумрачное сочетание зеленовато-бурых тонов, развёртывание объёмов на плоскости) с произведениями кубизма, его пейзажи ("Старый мост", 1910, Национальная галерея, Вашингтон), натюрморты, многофигурные сцены ("Семейный портрет", 1911-14, ГМИИ) этого периода отличаются чёткой, рационалистической выверенностью построения пространственных планов, замкнутостью композиции, тектонической ясностью объёмов, "готической" ломкостью рисунка. С 20-х гг. Дерен обращается к строгому классическому рисунку, увлекается наследием Караваджо и Ж. О. Д. Энгра; в его многочисленных "Обнажённых" 20-30-х гг. сочетаются своеобразная полнокровность и отрешённая гармония образов. Поздний период творчества Дерена лишён стилистической цельности: холодное стилизаторство соседствует с произведениями, отмеченными остротой индивидуального видения.

Дерен Андре

А. Дерен. "Тропинка в лесу Фонтебло". Около 1908. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Литература: Н. Н. Калитина, А. Дерен, М., 1976 (на англ., нем. и франц. яз.); A. Derain. (Album), N. Y.-L, 1981.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Дерен Андре — Дерен (Derain) Андре (1880—1954), французский живописец. Сдержанно-сумрачные по колориту пейзажи («Тропинка в лесу Фонтенбло», около 1908), жанровые будничные сцены («Субботний день», 1911—14) отмечены строгой выверенностью и замкнутостью композиции, «готической» ломкостью рисунка. Большая биографическая энциклопедия