Вермер Делфтский Ян

(Vermeer van Delft) (1632-1675), голландский живописец. Крупнейший мастер голландской жанровой и пейзажной живописи. Работал в Делфте, как художник сложился под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних произведениях стремился соединить возвышенный художественный строй образов с близостью их к натуре ("Христос у Марфы и Марии", Национальная галерея, Эдинбург). Со второй половины 50-х гг. Вермеер пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом серебристым светом городском интерьере ("Девушка с письмом", Картинная галерея, Дрезден; "Служанка с кувшином молока", Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены. Тщательная, любовная выписанность деталей, воссоздающая исключительное богатство фактуры вещей, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего предметы, способствуют раскрытию поэзии повседневного домашнего бытия, органического единства человека и окружающей его среды. Классическая ясность, естественность и живая выразительность композиции, лёгкая вибрация света и воздуха, светозарность звучных, насыщенных цветов, богатая игра оттенков, рефлексов и скользящих красочных бликов одухотворяют мир простых людей и бытовых предметов, сообщают им внутреннюю значительность. В конце 50-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенная, тонкая по исполнению, простая по композиции, как бы случайно "кадрированная" "Уличка" (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками "Вид Делфта" (Маурицхёйс, Гаага). В 60-х гг. творчество Вермера становится более созерцательным и изысканным, а живопись более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-жёлтых и голубовато-синих тонов ("Девушка с жемчужиной", Маурицхёйс, Гаага). Вермер изображает богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры ведут галантные беседы. В поздних картинах Вермера аллегоризм, академические приёмы, сухость и пестрота локальных цветов отражают общий упадок голландской живописи. Жизненная содержательность и обаяние образов сохранились в 60-х гг. лишь в картинах Вермера с изображением людей труда, искусства и науки ("Кружевница", Лувр; "Географ", Штеделевский художественный институт, Франкфурт- на-Майне). Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX в.

Вермер Делфтский Ян

"Уличка". 1650-е гг. Государственный музей. Амстердам.

Литература: В. Н. Лазарев, Ян Вермеер Дельфтский, М., 1933; (Е. Ротенберг), Ян Вермеер Дельфтский. Альбом репродукций, 2 изд., М., 1983; Vries А. В. de, J. Vermeer van Delft. (2 druk), Amst., 1948; Read H., J. Vermeer, N. Y., 1978; Snow E. A., A study of Vermeer, Berk.-(a.o.), 1979.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me