Великоустюжское чернение по серебру

Русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр., украшенные чернью: в XVIII в. — богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М. М. Климшин, А. И. Мошнин и др.); в XIX в. — более сухие, часто документальные изображения городов и географических карт (мастера Жилины и др.). В середине XIX в. получил развитие растительный узор, построенный на контрастах тёмного и светлого и сплошь покрывающий поверхность брошей, запонок и других изделий (мастер М. И. Кошков). К началу XX в. промысел заглох. В 1929 началось возрождение Великоустюжского чернения по серебру (мастерская под руководством М. П. Чиркова). С 1933 работает артель (с 1960 фабрика) "Северная чернь"; изделия украшаются тщательно выполненным черневым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.

Великоустюжское чернение по серебру

Пудреница. 1950-е гг. Музей народного искусства. Москва.

Литература: Т. Т. Гольдберг, Черновое серебро Великого Устюга, М., 1952.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Великоустюжское чернение по серебру — Русский художественный промысел, сложившийся в 18 в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, украшенной чернью: в 18 в. — богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М. Большая советская энциклопедия
  2. ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ — ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ — русский народный художественный промысел, сложился в 18 в. в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. Большой энциклопедический словарь