Веласкес Диего

Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velasquez) (1599-1660), испанский живописец. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье. Обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, создал галерею ярко характерных народных типов "бодегонес" (от исп. bodegуn — харчевня) — сцены из народной жизни ("Завтрак", около 1617-18, ГЭ). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, интерес к точной передаче внешних особенностей натуры, плотность письма сближают живопись Веласкеса севильского периода с караваджизмом. В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 — начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 — начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса. Художник проницательнее всматривался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, постигал проявления реальной жизни человека и природы, искал пути к их живописному осмыслению и широкому обобщению. В картинах "Вакх" ("Пьяницы"; до 1630), "Кузница Вулкана" (1630, обе — в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами ("Кузница Вулкана"). В картине "Сдача Бреды" (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность. Сцена передачи ключей от г. Бреда — смысловой узел картины, утверждающей за побеждённым право на уважение, а за победителем — на великодушие. На формирование Веласкеса как портретиста огромное влияние оказала жизнь при дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо). Портретируя придворных, друзей, учеников, Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, тщательно отбирал изобразительные средства. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью благодаря соотношению валёров; тёмные тона одежд направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов ("Хуан Матеос", около 1632, Картинная галерея, Дрезден; "Герцог Оливарес", около 1638, ГЭ; "Дама с веером", около 1648, собрание Уоллес, Лондон; серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских карликов и шутов ("Эль Бобо из Кории", "Эль Примо" и др. — все 1631-48, Прадо). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов — эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно "Венера перед зеркалом" (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа "Вилла Медичи" (1650-51, Прадо; по другому мнению — около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы.

В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: "Лас Менинас" ("Фрейлины"; 1656) и "Пряхи" (1657 — обе в Прадо. В "Лас Менинас", отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. В ином, более мажорном ключе написаны "Пряхи" (сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане); лейтмотив картины — красота и созидательная сила народа.

В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и строгую продуманность композиции, достигая ощущения, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество Веласкеса — вершина испанской живописи XVII в. и одно из ярчайших явлений мирового искусства.

Веласкес Диего

Лас Менинас" ("Фрейлины"). 1656. Прадо. Мадрид.

Веласкес Диего. Рис. 2

«Портрет папы Иннокентия Х», 1650, галерея Дория Памфили, Рим

Веласкес Диего. Рис. 3

De overgave van breda Velazquez

Веласкес Диего. Рис. 4

КаThe Forge of Vulcanрта

Веласкес Диего. Рис. 5

Инфанта Маргарита Австрийская, 1660

Веласкес Диего. Рис. 6, Веласкес Диего. Рис. 7, Веласкес Диего. Рис. 8

Галерея

Литература: К. М. Малицкая, Веласкес, М.-Л., 1939; Т. П. Каптерева, Веласкес, М., 1961; В. С. Кеменов, Картины Веласкеса, М., 1969; его же, Веласкес в музеях СССР, Л., 1977; Т. П. Знамеровская, Веласкес, М., 1978.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me