Брейгель Питер

(точнее, Брёгел) Старший, или "Мужицкий" (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (р. около 1525-30 — ум. 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и Брюсселе (с 1563). В своём творчестве отразил с наибольшей силой и глубиной жизнь и настроения народных масс в эпоху наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Брейгель творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. Брейгель часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок ("Детские игры", 1560, Музей истории искусств, Вена), народные пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких раздумий о судьбах своей страны и народа. В творчестве Брейгеля сложно переплелись грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, острая реалистическая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, созданию синтетической картины мира. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен ("Битва Масленицы и Поста", 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. перешёл к созданию обобщенных картин народной жизни, обычно изображённых на фоне широкого пейзажа и более сдержанных по цвету. Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) — постоянно движущаяся народная масса. Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа, изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия; в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие ("Крестьянская свадьба", "Крестьянский танец" — оба в Музее истории искусств, Вена). Во многих картинах Брейгеля косвенно запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев ("Избиение младенцев", Хэмптон-корт, Лондон; "Перепись в Вифлееме", 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов ("Безумная Грета", 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), горьких иносказаниях ("Сорока на виселице", 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в полных глубокого трагизма символически обобщённых образах ("Слепые", 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов, исполненных гармоничного красочного единства. Творчество Брейгеля заложило основу развития национальной нидерландской школы реалистичной пейзажной живописи. Выполненные Брейгелем пейзажи с бескрайними просторами равнин, речных долин, холмов и перелесков, в которых природа изображается в органичной связи с жизнью населяющих её трудовых людей, исполнены смелых реалистичных наблюдений, тонко передают пространство и изменчивость световоздушной среды, воссоздают состояние жизни природы в различное время дня и года. В поздних произведениях Брейгеля исчезает многоцветность, число фигур сокращается; обобщенные силуэтные изображения людей гибко и естественно вписываются в ландшафт, исполненный строгой гармонии и выдержанный в землистых, серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенках, тяготеющих к тональному единству ("Сумрачный день", "Возвращение стад", "Охотники на снегу" — все 1565, Музей истории искусств, Вена). Отмеченное исключительной широтой и глубиной охвата жизненных явлений, ярко реалистическое и демократичное творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и заложило основы развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в.

Брейгель Питер

Охотники на снегу. 1565

Литература: М. В. Алпатов, П. Брейгель Мужицкий, М., 1939; Р. Климов, П. Брейгель, М., 1959; Гершензон-Н. М. Чегодаева, Брейгель, М., 1983; Bastelaer R. van, Georges Н. de Loo, P. Bruegel l'Ancien, son oeuvre et son temps, pt. 1-5, Brux., 1905-07; Friedlдnder M. J., P. Bruegel, В., (1921); Tolnay Ch., P. Bruegel l'Ancien, Brux., 1935; Gйrard J., Bruegel et son йpoque, Brux., (1978).

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Брейгель Питер — Брейгель (Brueghel de Oude, Boeren Brueghel) Питер Старший или «Мужицкий» (между 1525 и 1530—1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработав уроки итальянской живописи XVI в. Большая биографическая энциклопедия