Бернини Джованни (Джан) Лоренцо

(Bernini) (1598-1680), итальянский архитектор и скульптор. Крупнейший представитель барокко. Постройки Бернини поражают пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств (ансамбль площади св. Петра, 1657-63, и церковь Сант-Андреа аль Квиринале, 1653-58, в Риме). Бернини органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты (интерьеры собора св. Петра с кафедрой св. Петра, 1657-66). В скульптуре, обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистичных эффектов в имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани; его произведениям присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью ("Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25, Музей и галерея Боргезе, Рим; "Экстаз св. Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро в церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). В творчестве Бернини сформировался тип парадного портрета барокко с его реалистической достоверностью, психологической остротой и бравурной декоративной пышностью ("Людовик XIV", мрамор, Национальный музей Версаля и Трианонов). Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII-XVIII вв.

Бернини Джованни (Джан) Лоренцо

"Аполлон и Дафна". Мрамор. 1622 — 1625. Музей и галерея Боргезе. Рим.

Литература: Л. Бернини. Воспоминания современников, М., 1965; Wittkower R., G. L Bernini. The sculptor of the Roman baroque, 2 ed., L., 1966; Hibbard H., Bernini, Harmondsworth-(a. o.), 1978.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me