Медвежьи пещеры

Наиболее представительная группа памятников натурального творчества мустье. Объектом многовекового «коллекционирования» в таких комплексах были характерные части туши большого пещерного хищника (головы и конечностей). Медведь как основной соперник человека в межвидовом противостоянии занял исключительное место во всем мировосприятии палеоантропа. В тяжелых условиях холодного и сырого климата начавшегося вюрма выживание каждого вида в карстовой зоне обеспечивалось природной экологической микронишей — пещерой (относительная сухость, ориентировка и др.). Источниковедческая выразительность этой группы памятников обусловлена высокой сохранностью тематических «коллекций», размещавшихся неандертальцами в пещерах (в отличие от собраний символов других зверей, располагавшихся под открытым небом). «М. п.» распространены от Испании до черноморского и каспийского побережий Кавказа. При изучении этих памятников особое значение имела пещера Драхенлох (Швейцарские Альпы, высота 2 445 м), где были открыты особые конструкции (каменные ящики с черепами и др.), в которых неандертальцы сохраняли свои символические реликвии. В противовес атрибуции «М. п.» как свидетельств духовно-материальной деятельности палеоантропа выдвигалось предложение считать подобные «оссуарии» остатками гигантских хозяйственных запасов. Раскопки в Регурду (Франция) полностью подтвердили символическую природу всех «М. п.». Продолжение такой практики видится в этнографическом «медвежьем празднике» (глобальное явление первобытной культуры глубиной не менее 40 000–50 000 лет). «Медвежьи» комплексы мустье объясняют не только сохранение этой темы в каноническом анимализме неоантропа, но и противопоказанное искусству размещение «картинных галерей» в непроглядном мраке пещерной глубины. Объяснение — в исключительной, свойственной только палеолиту стереотипной устойчивости традиций, преодолевающей тысячелетия, антропологические и исторические рубежи.

Источник: Археологический словарь на Gufo.me