Инда, цивилизация долины
(англ. Indus Civilization), одна из величайших и наименее изученных цивилизаций древности, располагалась в долине р. Инд (в основном Северо-Западный Пакистан), открыта в ходе раскопок сэра Джона Маршалла, сэра Мортимера Уилера и др. Столицами цивилизации были Хараппа и Мохенджо-Даро, города меньших размеров известны в Пенджабе, Синде и Катхияваре, несколько торговых пунктов встречаются в других районах. На огромной территории наблюдается удивительное единство культуры. Ряд городов, в т.ч. Хараппа, перекрывают поселения, связанные с жилыми холмами Белуджистана, от которых, по-видимому, происходит сама цивилизация. Реальными кажутся также импульсы с Ближнего Востока (Мундигак). Вопрос о происхождении И. ц. д. пока не выходит за рамки предположений. Безусловно, большое значение имели природные условия, стимулировавшие культурное развитие. К 2300 г. до н.э. цивилизация достигла высокого уровня и поддерживала торговые контакты с Шумером, о чем свидетельствуют находки типичных печатей (рис. 51). Радиоуглеродный анализ подкрепляет эту дату и позволяет утверждать, что к 1700 г. до н.э. в культуре Инда наметился упадок. Определенную роль сыграла близость р. Инд. Во многих городах, в частности в Мохенджо-Даро, наблюдаются отложения, связанные с частыми катастрофическими наводнениями. Истощение ресурсов, например в процессе обжига огромного количества кирпичей, обострило упадок. Окончательное падение И. ц. д. было, по-видимому, вызвано вторжением извне, предшествовавшим или связанным с появлением индоариев. Города И. ц. д. были неукрепленными (исключением может служить Калибанган), хотя многие имели цитадели, обнесенные стенами. С ними связаны несколько известных могильников по обряду ингумации. Общим являлся сетчатый принцип планировки (здесь он применялся впервые), распространена развитая система дренажа. Обожженный кирпич вырабатывался повсеместно. Выявлены большие общественные хранилища продовольствия, в Мохенджо-Даро раскопаны бани, зал собраний и другие монументальные сооружения. Тип организации в долине Инда пока неизвестен, вопрос о наличии дворцов и храмов спорен. Широкое распространение иероглифического письма (оно окончательно не прочитано) и стандартные меры длины и веса позволяют предположить, что государство было централизованным и могущественным. Хозяйство базировалось на земледелии и скотоводстве. Выращивались пшеница, ячмень и овощи, а также рис (Лотхал) и хлопок (эти две культуры появляются впервые). Важную роль играл крупный рогатый скот. Имеются данные о сухопутной торговле на территории Белуджистана и морской — в Персидском заливе. Как ни странно, в области металлообработки жители долины Инда отставали. Известны медные и бронзовые (невысокого качества) топоры, по-прежнему были распространены сланцевые ножевидные пластины. С другой стороны, искусно выполнены бронзовая статуэтка танцующей девушки и некоторые каменные (наиболее известна фигурка бородатого жреца — фото 31, 64). Из числа терракотовых статуэток самыми распространенными являются женские, на которых изображены браслеты из раковин или глины. Часто встречаются фаянсовые, медные или каменные бусы (особенно из лазурита и гравированного сердолика). Керамическое производство было массовым и в целом невыразительным. Посуда высокого качества расписывалась черной краской по красному фону, изображались звери, птицы и листья. Наибольшее художественное значение имели квадратные стеатитовые печати с вырезанными на них животными (в т.ч. мифическими) и краткими «надписями». Поскольку письменность еще не расшифрована, объективная оценка культуры в целом пока невозможна. Несмотря на невысокий уровень ряда ремесел, И. ц. д. была огромным достижением. Степень ее влияния на более позднюю культуру и религию Индии еще предстоит установить (фото 32).
Рис. 51. Индские печати.
Фото 31. Бронзовая статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро.
Фото 32. Улица в Мохенджо-Даро (видны канализационные стоки, выложенные кирпичом).