Графика
Сумма начертательных средств определенного письма: графемы (буквы), диакритика, знаки препинания, ударения и др. Большинство алфавитов нового времени основываются на латинской и кириллической графической основе. При выборе алфавита — при создании письменности для ранее бесписьменных языков или при принятии решения о переходе на другой тип Г. — учитываются внутриструктурные свойства данного языка (напр., арабская Г. для тюркских языков менее удобна, нежели кириллическая или латинская основа письменности, поскольку в этих языках — в отличие от семитских — важно обозначение гласных на письме). Однако определяющими при выборе Г. практически всегда оказываются внешние по отношению к языку факторы: политическая, экономическая, культурная ориентация, религиозный фактор. Напр., в результате смены политической ориентации и/или идеологии произошла смена графической основы: турецкий язык сменил арабскую Г. на латинскую; азербайджанский, молдавский (после распада СССР) — кириллицу на латиницу; младописьменные языки России, получившие вначале письменность на латинской основе, на следующем этапе стали использовать кириллические алфавиты и т. п. Поскольку буквы алфавита передают фонемный состав данного языка, а количество (и качество) фонем в разных языках не совпадают, то при письме прибегают к разным графическим способам, помогающим с максимальной полнотой отразить звуковой строй данного языка: диакритика (напр., й в русск., ї в украинск., Š в чешск., ü в немецк., ç в франц. и т. д.); составные графемы (th в англ., sch в немец., к1у в кабардинск. и т. д.); изменение начертания некоторых букв (напр., љ, њ — в сербскохорватском, ӈ — в хантыйском, ł — в польском и т. д.).
См. также: Графическое двуязычие, Латинизация алфавитов народов СССР
Словарь социолингвистических терминов