Большой толковый социологический словарь

Токвиль (tocqueville) Алексис

(1805-1859) — французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848. Т. не оказал значительного влияния на социальную науку 19 в., но, заново открытый в середине 20 в., он все чаще признается одним из классиков социологии и политологии. Основные работы Т.: "Демократия  в Америке" (1835-1840) и "Старый режим  и революция"  (1856) — посвящены анализу  новейшей социальной истории Америки и Франции. В центре внимания Т. — проблемы демократии и свободы. Т. специально не занимался вопросами методологии социального познания, но в своей практике исследования конкретных обществ представил образцы оригинального, по сути, социологического подхода  к изучению общественных явлений. На формирование взглядов Т. большое влияние  оказал Монтескье  , в том числе такие его идеи, как детерминизм  и историзм  в анализе общества. Знаменитая и очень популярная и в конце 20 в. на Западе  книга  Т. "Демократия в Америке" представляет собой одну из наиболее удачных в 19 в. попыток целостного исследования конкретного общества, во всем многообразии его институтов и связей: обычаи и право,  политика  и экономика,  семья,  воспитание  и культура  и др. Вместе с тем это не монографическое описание,  а теоретико-социологическое исследование.  Т. констатирует два полярных идеальных типа исторических обществ: аристократия  и демократия, используя эти термины  прежде всего в социологическом смысле. Американское общество  интересует Т. как конкретный пример исторической эволюции перехода к новому типу общественных отношений. Основным содержанием этого глобального процесса  является, по Т., индивидуализация  общества, ослабление власти авторитетов и групп, размывание социальных барьеров между группами, рационализация  мышления, приватизация  частной жизни, ослабление ответственности перед обществом. Т. представил масштабное описание этоса демократического общества в Америке, а также перемен в общественном сознании, образе  жизни, семье, воспитании, культуре, происходящих под влиянием изменений социальных условий. Новое общество, в отличие от феодализма,  представляется Т. как бесклассовое. Вместе с тем Т. не верил в социалистический идеал.  Неравенство,  по его мнению, коренится в естественных различиях между людьми. Демократия ликвидирует лишь его традиционные (сословные и т.п.) формы. Раскрепощая инициативу людей и в целом способствуя возникновению более гуманных отношений, демократия, по Т., порождает проблемы, вытекающие из противоречий равенства и свободы, создавая, например, новые формы социального неравенства: централизацию власти и "индустриальную бюрократию". Изолированные индивиды  оказываются "равными" в своей зависимости от всесильной бюрократии. Индивидуализация и централизация, противореча друг другу, являются неотъемлемыми формами демократического процесса. Само возникновение демократии, по мнению Т., было связано с образованием  абсолютных монархий. Согласно Т., "в определенную эпоху все монархии становятся абсолютными... и все похожие явления порождены общей причиной. Эта общая причина  - переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству". Процесс индивидуализации приводит к утере коллективных связей и оставляет индивида наедине с государственной машиной и "новой аристократией" — промышленными магнатами и их организациями, что создает ситуацию, которую позднее Фромм обозначил как "бегство от свободы" . Т. дал глубокий анализ противоречий демократий в Европе и Америке. Однако, если для социалистов централизация власти в промышленном обществе являлась исходным пунктом анализа, Т. воспринимал этот процесс как маргинальный. Возникновению политического и других форм деспотизма  из самой демократии, по его мнению, должны противостоять растущее самосознание  и культура членов демократического общества, возможность свободно объединяться в союзы, развитие  местного самоуправления, добровольных ассоциаций, распространение религиозной этики, несовместимой с культом государства. Значение  Т. в истории социальных наук определяется оригинальностью его метода,  основанного на анализе взаимосвязей социальных институтов, политической истории и промышленной революции во Франции и Америке. На фоне глобальных теоретических конструкций, модных в 19 в., его работа  "Демократия в Америке" отличалась редким для того времени сочетанием теоретического анализа и эмпирического исследования. Не получившие справедливой оценки  современников идеи Т. оказали значительное влияние на историю социальной мысли в 20 в., в том числе на творчество М. Вебера . А.П. Лимаренко

Большой толковый социологический словарь