Новая философская энциклопедия

РАЙХЕНБАХ

РАЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ханс (26 сентября 1891, Гамбург, Германия – 9 апреля 1953, Лос-Анджелес, США) – немецкий философ и логик, окончил Геттингенский университет, с 1920 читал лекции в Высшей технической школе (Штутгарт), с 1926 – профессор Берлинского университета, после установления нацистского режима в Германии эмигрировал в Турцию (1933), где преподавал философию в Стамбульском университете, затем в США (1938), профессор Калифорнийского университета (1938–53). Лидер Берлинского кружка философов науки (К.Гемпель, В.Дубислав и др.), в 20-е гг. сблизился с Венским кружком [ВЕНСКИЙ КРУЖОК]и поддерживал с ним тесный контакт вплоть до распада этой группы с началом 2-й мировой войны. Совместно с Р.Карнапом основал журнал «Erkenntnis», сыгравший заметную роль в развитии философии науки 20 в.

На формирование философских взглядов Райхенбаха решающее влияние оказали методологические идеи науки 1-й пол. 20 в.: квантовой физики, специальной и общей теории относительности, математической логики и теории вероятности. В общем, принимая принцип верификации как методологический инструмент, которым устанавливается осмысленность высказываний языка науки, Райхенбах расширил его первоначальную трактовку, заменив понятие «истинности» на понятие «вероятности», что позволяло разрешить методологическое затруднение, связанное с «законами природы», общими предложениями типа: ∀x((A(x) → В(х)), которые не могли быть верифицированы конечным числом наблюдений. «Законы природы», по Райхенбаху, суть не «верифицируемые предложения», но гипотезы (или «ставки», Setzungen), подлежащие испытанию на степень приближения к «предельным значениям» вероятности – 1 или 0). Вместе с тем Райхенбах настаивал на объективном содержании таких предложений, реалистически истолковывая экзистенциальные предложения, законы природы и утверждения о причинной связи между явлениями. Логико-методологический анализ номологических высказываний (законов), проделанный Райхенбахом, стал классическим в современной философии науки.

Вслед за фон Мизесом, Райхенбах принял частотную интерпретацию индуктивного вывода, на основании которой сформулировал правило установления вероятности гипотезы из конечной наблюдаемой частоты подтверждающих случаев. Вероятностную логику [ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА]Райхенбах оценивал как «логику познания природы». Исследовательские процессы, подчиненные этой логике, могут быть рационально реконструированы и составляют «контекст обоснования» научного знания, который следует отличать от «контекста открытия», т.е. совокупности психологических факторов, обусловливающих возникновение нового знания. Однако Райхенбаху не удалось доказать сводимость обоснования научного знания к процедурам индуктивного вывода, что дало основание для критики со стороны К.Поппера [ПОППЕР], отрицавшего роль индукции в логике науки.

Райхенбах подчеркивал научное значение конвенций, лежащих в основе т.н. «координативных» определений (т.е. определений, связывающих данное понятие с некоторым наблюдаемым объектом, свойством, явлением), задающих семантику абстрактных объектов [АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ]. Подобными определениями вводятся понятия конгруэнтности, единицы длины, единицы времени, одновременности и т.п. Нельзя говорить о едином направлении времени, поскольку физически осмысленно не только возрастание (как в большинстве термодинамических процессов), но и уменьшение энтропии.

Райхенбах использовал трехзначную логику со значениями «истинно», «ложно» и «неопределенно» для такой интерпретации квантовой механики, при которой принцип верификации распространяет свое действие на предложения, выражающие соотношение неопределенностей координаты микрочастицы и количественной величины ее импульса: установление невозможности проверить истинность или ложность предложения также признается верифицирующим фактом. Однако такое понимание верификации означало отход от первоначальных интенций неопозитивистской методологии и философии науки.

Сочинения:

1. Направление времени. М., 1962;

2. Философия пространства и времени. М., 1985;

3. Philosophic foundations of quantum mechanics. Berk.–Los Ang., 1944;

4. The rise of scientific philosophy. Berk.–Los Ang., 1951;

5. Modern philosophy of science. Selected essays, Foreword by R.Carnap. L.–N. Y., 1959;

6. Experience and prediction. Chi.–L., 1961;

7. The theory of relativity and a priori knowledge. N. Y., 1965;

8. Axiomatization of the theory of relativity, 1969;

9. The theory of probability. Berk., 1971;

10. Nomological statements and admissible operations. Ann Arbor, 1973;

11. Laws, modalities and counterfactuals. Berk., 1976;

12. Selected writtings, v. 1–2. Dordrecht, 1978.

B.H.Порус.

Новая философская энциклопедия