Новая философская энциклопедия

КАНЕТТИ

КАНЕ́ТТИ (Canetti) Элиас [25 июля 1905, Рущук (Русса), Австро-Венгрия – 13 августа 1994, Цюрих] – австрийский писатель, драматург, социальный мыслитель. Лауреат многих литературных премий, в т.ч. Нобелевской премии (1981). Родился в семье испанских евреев. Жил в Манчестере, учился в Цюрихе, Франкфурте; изучал естественные науки в Венском университете. В 1938 после присоединения Австрии к нацистской Германии переехал в Лондон, где оставался до конца своих дней. Писал на немецком языке. Автор нескольких романов, пьес, мемуарных и публицистических книг, сборников афоризмов. В художественном творчестве близок К.Краусу, Г.Броху, Ф.Кафке.

Главное социально-философское произведение – трактат «Масса и власть» (Masse und Macht, 1960), в котором получила оригинальное освещение тема, поднимавшаяся ранее Ницше, Лебоном, Ортегой-и-Гассетом, Фрейдом. По Канетти, исходный феномен массы, понимаемой как целостное существо со своими закономерностями возникновения, существования и распада, – преодоление страха перед прикосновением. Человек страшится и избегает прикосновений других людей, старается держаться от них на некотором отдалении (социальные дистанции, системы статусов – одна из форм такого дистанцирования). В массе, где один человек равен другому, страх снимается, все дистанции ликвидируются, происходит психологическая разрядка. Изначальный феномен власти – выживание (das Überleben). Властитель – это тот, кто выживает, когда другие гибнут (архетип властителя – герой, стоящий над трупами павших, причем не важно, кто эти павшие – уничтоженные им враги или погибшие друзья, союзники и т.д.; в счет идет лишь выживание). Чем больше тех, кого он пережил, тем величественнее, «богоравнее» властитель. Подлинные властители всегда остро чувствуют эту закономерность, власть воздвигает себя на грудах мертвых тел, как в фигуральном, так и в прямом смысле. Масса есть предпосылка и фундамент власти, а основное орудие в управлении ею – угроза гибели. Страх смерти становится конечной мотивацией исполнения любого приказа. Голос власти – это «львиный рык», от которого приходят в ужас и бросаются в бегство стада антилоп (масса).

Первоначальный импульс к разработке этих идей Канетти получил, наблюдая массовый экстаз на улицах Вены в начале 1-й мировой войны. Однако нынешнее столетие, которое он оценивает как «самое варварское из всех эпох мировой истории», в «Массе и власти» остается в основном «за кадром». В поисках основы тех ужасов, что пережило человечество в 20 в., Канетти использует исключительно исторический материал (записи древних историков, разнообразные и богатейшие этнологические данные). Он выявляет архетипические структуры взаимоотношений власти и массы «в силовом поле смерти», и современность оказывается «частным случаем» закономерности, справедливой для всех эпох. Обнаруженные принципы Канетти проследил на примере взаимоотношений массы и властителя в нацистской Германии (эссе «Гитлер по Шпееру»). В некоторых главах «Массы и власти», а также в ряде эссе он вскрывает изначальную связь структур мышления параноика и властителя, рассматривая паранойю и власть как два способа реализации тенденции, которая обнаруживается в любом человеке. Т.о. Канетти универсализирует открытые им закономерности, обосновывает их всеобщий и фундаментальный характер. Результатом становится формирование основных принципов политической антропологии, родственной по стилю идеям М.Хоркхаймера [ХОРКХАЙМЕРТ.Адорно(«Диалектика просвещения») и «микрофизике власти» у М.Фуко [ФУКО], но оригинальной по фундаментальным интуициям. Одновременно возникает более или менее целостная общеантропологическая концепция, основывающаяся на идеях напряженной динамики страха перед чужим прикосновением и радостного (освобождающего) слияния с другим и другими. Реализации этих двух аффектов, в которых воплощается человеческая жизнь, служат, по Канетти, многочисленные и разнообразные ритуалы (систематически им разобранные), составляющие в своей совокупности основополагающие институты человеческого общежития (стая, религия, война и др.). В этом смысле концепция Канетти представляет собой также теорию культуры.

Личная позиция Канетти по отношению к власти (выраженная в художественных произведениях, публицистике и афористике) – интеллектуальный анархизм. Власть смертоносна и отвратительна, борьба против нее – это борьба против смерти. Говоря о необходимости вырвать из себя «жало приказа», т.е. ликвидировать тот психологический отпечаток, который оставляет диктат власти, Канетти фактически призывает не подчиняться приказам. В то же время анализ психологической динамики отдачи и исполнения приказов, данный в «Массе и власти», показывает, что призыв этот по сути дела неисполним, т.к. является апелляцией к гуманизму в мире, который антигуманен по глубинному устройству.

Сочинения:

1. Человек нашего столетия. Художественная публицистика. М., 1990;

2. Масса и власть. М., 1997.

Литература:

1. Ионин Л.Г. Гитлер по Шпееру. – «Социологические исследования», 1986, № 4;

2. Canetti lesen. Münch., 1975;

3. Einladung zur Verwandlung. Essays zu Canettis «Masse und Macht». Münch., 1996.

Л.Г.Ионин

Новая философская энциклопедия

Значения в других словарях

  1. КАНЕТТИ — КАНЕТТИ (Canetti) Элиас (1905-94) — австрийский писатель. В романе "Ослепление" (1935) — пьесах ("Комедия тщеславия", 1934, и др.) — многочисленных эссе и острохарактерных миниатюрах (сборник "Слышавший своими ушами"...  Большой энциклопедический словарь
  2. Канетти — Элиас Канéтти (Canetti) (1905-1994) писатель, драматург, культуролог, социальный мыслитель. Изучал естеств. науки в ун-те в Вене. С 1938 до конца своих дней жил в Лондоне. Писал на нем. языке. Автор неск. романов, пьес, мемуарных и публицистич. книг, сб.  Словарь по культурологии
  3. КАНЕТТИ — КАНЕТТИ (Canetti) Элиас (1905-1994) — австрийский писатель. В 1938 в связи с аншлюсом Австрии уехал в Париж, затем в Лондон. Доктор философии университета в Вене. Основные сочинения: «Масса и власть» (1960), романы «Ослепление» и «Аутодафе».  Новейший философский словарь