Первопричина
В схоластике и в новоевропейской философии Бога нередко называли первопричиной мира: у Бонавентуры причиной творения является Божественное совершенство; действуя (в творении) вне Себя, Бог ничего не теряет от Своей сущности, как и не добавляет к ней. "Бог — это в такой же мере первопричина, как и последнее основание сущего, а вещи могут быть познаны лишь из своих причин и оснований" (Г.Лейбниц). И.Кант настаивал, что причинно-следственные отношения непригодны для понимания отношений Бога и мира: Бог дает миру смысл и охватывает его спасающей любовью, Он — Сверхпричина. В томизме, однако, Бог рассматривается как существования (esse) вещей: Бог-Творец дарует вещам существование и не является их причиной в смысле Лейбница и Канта.
Философский словарь