Философский словарь

Зороастризм

Религия, основанная древнеиранским пророком Заратуштрой (в греч. переводе — Зороастром, по имени которого и названо вероучение); известна также под названием "маздаизм" — по имени верховного божества Ахурамазды. История упоминает о Зороастре впервые при царе Дарий Гистаспе (в конце VI и в начале V в. до н. э.), который превратил 3. в государственную религию Персии. По мнению греческих и римских историков, Зороастр был родом из Бактрии, другие писатели считают его уроженцем Персии, а некоторые современные археологи полагают, что он родился на Южном Урале, и датируют его откровение рубежом II — I тыс. до н. э. О Зороастре сложено много легенд, однако мало что точно известно о его реальной жизни. Отмечают сходство в жизни Зороастра и Будды Шакьямуни: оба были царского рода, оба с ранних лет проявляли необычайные способности, оба с тридцатилетнего возраста начали свою проповедническую деятельность. С буддистской легендой об искушении Будды злым духом Марой имеет сходство история искушения Зороастра злыми демонами. Изречения Зороастра, так называемые Гаты ("Песни"), общим числом 17 (всего около 900 строк) входят в литургию 3. — Ясна ("Поклонение") и составляют самую почитаемую часть священной книги 3. — Авесты. В своих проповедях Зороастр призывал перестать верить во множество богов и начать поклоняться единственному богу добра с присущим ему Святым Духом — Ахурамазде ("Господу Мудрости"), которому противостоит Ангро-Майнью (Ариман, Злой Дух). Для 3. характерен дуализм добра и зла, света и тьмы, двух вечных полюсов "Есть два духа первичных, два близнеца, враждою славных... Когда эти два духа впервые сошлись, то создали бытие и не-бытие, и в самом конце худшее бытие будет для лживых, а праведному — лучшая обитель. Из двух этих духов выбрал лживый худшие дела, но Истину, одетую в крепчайшую твердь, выбрали Дух Святейший и те, кто ублаготворяет Ахурамазду истинными поступками..." (Ясна, 30. 3 — 5). Ахурамазду, творца всех благ, окружают семь амшаспандов (добрые гении, .помогающие людям). Особо почитался у персов небесный огонь, спустившийся на вершины гор, а также любой другой огонь. Помимо множества служебных духов добра Ахурамазда создал также могучего Митру, посредника между ним и людьми. Добрые духи обитают в жилище вечного света. Напротив, в аду — обители злых духов — стоит вечная и густая тьма. Ад находится внутри земли, куда проделал отверстие Ангро-Майнью. Из ада выходят демоны и сеют на земле зло и несчастье. До прихода Зороастра демоны свободно бродили по земле, однако после обнародования его учения они скрываются, бегут, когда люди их преследуют. Ангро-Майнью, разрушитель единства и гармонии вселенной, существует от века, но со временем будет побежден и навсегда исчезнет. На стороне Ангро-Майнью злые духи и гении — дэвы и пэри. До сотворения видимого мира добро и зло вечно враждовали, но в открытую борьбу вступили тогда, когда злой дух увидел свет и захотел его уничтожить. С того момента начинается история их борьбы. Первый период истории — "Творение": Ахурамазда заключил с АнгроМайнью перемирие на 9 тыс. лет и стал создавать видимый мир, чтобы с его помощью сломить противника. Мир был создан за один год в такой последовательности: духи, небо, земля, воды, растения, животные, человек. Существование земли рассчитано на 12 тыс. лет. Второй период — "Смешение": АнгроМайнью напал на силы добра, начал разрушать благое дело Ахуры: в его власти — пустынные, бесплодные места, поросшие колючей травой, вредные насекомые, ядовитые растения — вот его создания. Добро и зло смешались на земле и в человеке. По учению Зороастра, человек имеет свободную волю и может выбирать между добром и злом, содействовать победе добра, а разбойники, лжецы, преступники — это полудэвы, воинство злых духов. Третий период — "Разделение": окончательное торжество добра над злом, обновление мира, воскрешение мертвых в день Суда, низвержение Ангро-Майнью в ад и его гибель там. Разделению добра и зла будут способствовать три поочередно посылаемых на землю Ахурой великих пророка-спасителя. После смерти Зороастра земля преисполнится злом (по одной версии, Заратуштра погиб от молнии в возрасте 77 лет, по другой версии — был убит ударом кинжала в спину туранским воином во время своей молитвы), поэтому понадобится новый пророк, подвигающий людей на путь добра. Расстояния между пророками — тысяча лет. Перед днем Суда в мир придет самый великий пророк Сошиос (Избавитель), и тогда все познают истинную веру. Основными орудиями человека в борьбе со злом являются "добрая мысль", "доброе слово", "доброе деяние". В будущем человечество объединится, у него будет общее государственное управление и единый язык. Символ 3. — котел огня. По преданию, Ахурамазда дал Зороастру символ огня-света: огонь сжигает всякое зло и при этом не загрязняется. С тех пор в храмах парсов (т. е. персов, эмигрировавших в Индию и исповедующих 3.) никогда не угасает священный огонь. Видимый огонь в котле — всего лишь знак первозданного огня как силы проявления всякой сущности (поэтому не точно называть парсов "огнепоклонниками"). Видимый огонь подобен короне невидимого короля. Храмовый котел с огнем достигает трех футов в диаметре и в высоту — четыре фута. В предписанные часы пять раз в день священники кладут топливо в котел. Предложить для этой цели драгоценное сандаловое дерево — особая заслуга верующего. Зола из сосуда раздается верующим, и они прикладывают ее ко лбу. Нередко Ахурамазду изображают в виде старика в шапке, с бородой и крыльями. Землю и огонь запрещается "осквернять" трупами; тела умерших не погребают и не сжигают, а доставляют на высокие горы, где их поедают звери и птицы. Душа умершего отправляется в загробный мир, где Сраоша, страж этого мира, отделяет праведников от грешников и направляет одних в парадиз (рай), а других — в ад, где их "очищают" огнем. За три тысячелетия своей истории 3. существенно менялся. Вначале у пастухов-ариев не было храмов, они молились под открытым небом, перед огнем домашнего очага. Став в царствах парфянских Аршакидов и Сасанидов государственной религией, 3. поощрял строительство грандиозных храмов, возникло многочисленное духовенство. В период своего владычества 3. оказывал большое влияние на другие религии, но и сам у них кое-что заимствовал. От 3. идут идеи, высказанные Зороастром, об окончательном суде над каждым человеком, о рае и аде, о посмертном воздаянии и наказании, о будущем воскресении из мертвых, о пришествии Спасителя, о будущей вечной жизни вновь соединившихся души и тела. 3. учит, что спасение каждого человека зависит от всех его мыслей, слов и дел; в день Суда человек несет ответственность не только за свою душу, но и за весь мир. 3. двояко воздействовал на раннее христианство — через иудаизм и прямо. Иудеи подпали под влияние древнеиранской религии после освобождения их из вавилонского плена царем Киром (V в. до н. э.). Те, кто оказались более приверженными иранским представлениям и обычаям, получили наименование "фарисеи" (букв. "персидствующие"; фарси — персидский язык). В Евангелии от Матфея рассказывается о трех волхвах (царях-магах), принесших типично зороастрийские приношения-дары новорожденному Христу. (В античных источниках самого Зороастра изображают мудрецом-астрологом и звездочетом.) После завоевания Ирана и Средней Азии в VII — VIII вв. арабами 3. был почти вытеснен исламом. Персы, не пожелавшие исповедовать ислам, бежали в Индию, где их потомки (парсы) до сих пор именуют себя "почитающими Мазду", а иноверцев — поклоняющимися "даэве" (демонам, лжебогам). В Иране, где 3. преследуется, его немногочисленные сторонники, гебры, принадлежат к низшим слоям населения. О "Зенд-Авесте" (букв. "текст с комментариями") в Европе узнали от парсов из Бомбея. До нашего времени дошли следующие части Авесты: Ясна, Висперед, Видевдат и Яшты. Д. В. Пивоваров

Философский словарь

Значения в других словарях

  1. ЗОРОАСТРИЗМ — ЗОРОАСТРИЗМ – религиозное учение, распространившееся в 1-м тысячелетии до н.э. на северо-востоке Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Средней Азии.  Новая философская энциклопедия
  2. ЗОРОАСТРИЗМ — ЗОРОАСТРИЗМ (от имени Зороастр — греч. передача имени пророка Заратуштры (Заратустры) — англ. Zoroastrism; нем. Zoroastrismus. Религия древних народов стран Ближнего и Среднего Востока, в основе к-рой лежало представление о борьбе добра и зла, почитание огня, запрещение погребения покойников.  Социологический словарь
  3. ЗОРОАСТРИЗМ — В древности дуалистич. религия народов Востока, названа по имени Зороастра. З. возник, по мнению большинства исследователей, в Ср. Азии, вероятно, в 7 в. до н. э.; распространился в Мидию, Персию, Каппадокию и др. страны Бл. Востока. Осн.  Советская историческая энциклопедия
  4. Зороастризм — Религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде др. стран Ближнего и Среднего Востока, а в настоящее время у парсов (См. Парсы) в Индии и гебров (См. Гебры) в Иране.  Большая советская энциклопедия
  5. зороастризм — орф. зороастризм, -а  Орфографический словарь Лопатина
  6. зороастризм — ЗОРОАСТРИЗМ а, м. zoroastrisme m. Дуалистическая религия, возникшая в Средней Азии. От им. основоположника доктрины Зороастра. Особенно чувствительно это отсутствие исторической перспективы там, где дело касается таких крупных...  Словарь галлицизмов русского языка
  7. Зороастризм — Религия, распространенная в древности и раннем Средневековье в Средней Азии, Персии, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока; сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название – по имени пророка Зороастра (иран.  Судьба эпонимов. Словарь-справочник
  8. зороастризм — зороастризм м. Религия древних народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока и некоторых других регионов и стран, изложенная в Авесте и характеризующаяся признанием единого бога Ахурамазды, борьбы двух начал (добра и зла), ритуальной силы огня...  Толковый словарь Ефремовой
  9. Зороастризм — Древняя религия, возникшая на рубеже 1 — 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в Иране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья. Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра. До  Краткий религиозный словарь
  10. ЗОРОАСТРИЗМ — ЗОРОАСТРИЗМ — религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иран.  Большой энциклопедический словарь
  11. Зороастризм — Дуалистическая древнеиранская религия, создание которой приписывается пророку Заратуштре (Зороастру). Зороастризм окончательно оформился к VII в. до н.э.  Словарь по культурологии
  12. ЗОРОАСТРИЗМ — ЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ) — дуалистическая религия, сформировавшаяся на территории Древнего Ирана (Персии) — отсюда «парсизм» — в 7-6 вв. до н.э. на основе маздеизма. Основателем ее считается пророк Заратуштра (древнегреч. Зороастр, иран.  Новейший философский словарь