Готика
(итал. — готический, герм. — готы) — художественный стиль западноевропейского искусства второй половины Х(( — XV веков. Термин "готика" был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть "варварский" характер средневекового искусства указанием на его связь с искусством готов. В действительности готический стиль не имел ничего общего с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение романского стиля. Готическое искусство, как и романское, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно было призвано в символических и аллегорических образах воплощать церковную догматику. Но готика развивалась в условиях усиления городов, формирования централизованных государств, роста и укрепления торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских, то есть светских кругов. Поэтому в готическом искусстве появляется интерес к внутреннему миру человека, расширяется круг тем, зарождаются элементы реализма. Высшим достижением готики в сфере архитектуры стал городской собор — небывалый по высоте и размерам. Его архитектурные формы подчинены вертикальному ритму. Стрельчатые своды, гигантские ажурные башни на западном фасаде, высокие витражи — все символизирует порыв к небу. Этой же цели служит и богатейшее убранство собора: каменное кружево стен, статуи, рельефы. Скульптура — основной вид готического изобразительного искусства — получает новое идейно-художественное содержание и новые формы выражения. Оцепенение романских статуй сменилось подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителям, возник интерес к человеческой красоте и его чувствам. Появляются даже жанровые сцены, изображения трудовой жизни, фольклорные сюжеты. Получила дальнейшее развитие книжная миниатюра, где заметен интерес к быту, к пейзажу, а также декоративно-прикладное искусство. зародилась во Франции, получив далее распространение практически во всех западноевропейских государствах, а также частично в государствах Восточной Европы. В XIV — XVI вв. на смену готике постепенно пришла культура Возрождения.
Философский словарь