Гавриил
Согласно гностикам, "Дух" или Христос, "вестник жизни", и — суть одно. Первого "иногда называют Ангелом ом — "могущественным от Бога", по-еврейски", а у гностиков он занимал место Логоса, тогда как Святой Дух считался единым с Эоном Жизни (см. "Irenaeus", I, xii). Поэтому мы находим, что Теодорет говорит (в "Haeret. Pab.", II, vii): "Еретики согласны с нами (христианами) в отношении начала всех вещей... но они говорят, что существует не один Христос (Бог), но один вверху и другой — внизу. И что этот последний прежде жил во многих; и что Иисус — говорят они в одном случае — от Бога, но в другом они называют его Духом". Ключ к этому дан в эзотерической философии. "Дух" у гностиков экзотерически был женской силой, он был лучом, исходящим из Высшего Манаса, Эго, и тем, что эзотерики рассматривают как Кама-Манас, или низшее личное Эго, которое в каждом человеческом существе излучается Высшим Эго или Христосом, богом внутри нас. Потому они были правы, говоря: "Существует не один Христос, но один вверху и другой — внизу." Каждый изучающий Оккультизм поймет это, как и то, что — или "могущественный от Бога" — един с Высшим Эго. (См. "Разоблаченная Изида".)
Философский словарь