Пунктирный ритм
(от лат. punctum — точка) — чередование удлинённой сильной и укороченной слабой долей. Формы П. р. разнообразны. Удлинение сильного времени обозначается посредством добавления точки к осн. длительности (ноте), увеличивающей её протяжённость наполовину, или двух точек, увеличивающих сильную долю на три четверти её осн. длительности. В этом случае акцент, падающий на сильную долю, обостряется. Изредка применяется и П. р. с 3 точками. Иногда точка заменяется равной ей по протяжённости паузой; характер П. р. от этого не утрачивается. Встречается П. р., в к-ром слабое время дробится на несколько более коротких нот.п. р. применяется в музыке разл. жанров, преим. торжественного, танцевального и др. подвижного характера.
До сер. 18 в. в нотной записи фиксировалось только однократное пунктирование, однако пунктированные фигуры исполнялись свободно — в соответствии с характером муз. пьесы, выраженным в ней аффектом (см. Аффектов теория).
Л. Бетховен. Соната для фп. No 5, 1-я часть.
Й. Гайдн. 2-я "Лондонская" симфония, вступление.
Ф. Шопен. Полонез для фп. ор. 40 No 1.
Часто, особенно в пьесах медленного темпа, пунктированные фигуры, вопреки их нотной записи, заострялись, причём между долгой и короткой нотой могла вставляться не обозначенная в нотах пауза; фигура
В быстрых полифонич. пьесах пунктирование, напротив, зачастую смягчалось, так что фигура
Ф. Шопен. Прелюдия для фп. ор. 28 No 9.
В последующее время, в частности в эпоху романтизма, "подгонка" друг к другу одноврем. звучащих пунктированных фигур утратила прежнее значение; действительное несовпадение таких фигур зачастую составляет важный выразит. эффект, предусмотренный композитором. См. также Ритм.
Литература: Turk D. G., Klavierschule, Lpz.-Halle, 1789, 1802, переизд. Э. Р. Якоби, в кн.: Documenta musicologica, Bd 1, TI 23, Kassel (u. a.), 1962; Ваbitz S., A problem of rhythm in Baroque music, "MQ", 1952, vol. 38, No 4; Harisch-Schneider E., Ьber die Angleichung nachschlagender Sechzentel an Triolen, "Mf", 1959, Jahrg. 12, H. 1; Jaсkоbi E. E., Neues zur Frage "Punktierte Rhythmen gegen Triolen...", в кн.: Bach-Jahrbuch, Bd 49, 1962; Neumann Fr., La note pointйe et la soi-disant "Maniиre franзaise", "RM", 1965, vol. 51; Collins M., The perfomance of triplets in the 17th and 18th century, "JAMS", 1966, v. 19.
В. А. Вахромеев.
Музыкальная энциклопедия