Музыкальная энциклопедия

Педаль

(франц. pedale, от лат. pedalis — ножной).

1) У фп., клавесина, фисгармонии, механич. фп., арфы, в литаврах — деталь рычажного устройства, управляемая ногами. У разных инструментов служит разл. целям.

Фортепьянная правая П. изобретена в 1781 А. Бейером; её нажатие приподнимает все демпферы, благодаря чему струны свободно резонируют; это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать звучание. Нажатие и снятие П. обозначаются в нотах знаками: II или словами una corda. Обе осн. фп. П. стали применяться в инструментах с 1783 в Англии (фирма "Бродвуд") и с 1784 во Франции (фирма "С. Эрар"); с кон. 18 в. указания на П. впервые встречаются в фп. сонатах Й. Гайдна. 3-я П., т. н. задерживающая (или "средняя" П.), изобретена в 1844 Ж. Л. Буассело и усовершенствована в 1862 К. Монталем; введена в употребление в 1873. Она поднимает только демпферы клавиш, по к-рым ударяют пальцы в момент нажатия П., благодаря этому звуки, соответствующие этим клавишам, "выдерживаются", продолжают звучать. После введения 3-й П. фирмой "Стенуэй" она стала использоваться и др. фп. фабриками.

Арфовая П. служит для перестройки инструмента в разл. тональности. Изобретена ок. 1720 инстр. мастером С. Хохбруккером из Донаувёрта (Бавария), приспособившим к арфе педально-крючковый механизм. Каждая П. воздействует на одноимённые струны звукоряда арфы во всех его октавах, повышая их настройку на полтона. Первоначально Хохбруккер ввёл 5 П. (при струнах С, D, F, G, А), позволявших (при строе C-dur) использовать 6 мажорных и 3 минорные тональности, затем — 7 П. На 7-педальной арфе (строй Es-dur, педали при струнах В, Es, As, F, С, G, D) использовались 8 мажорных и 5 минорных тональностей. Позднее к П., изменяющим высоту звучания, были добавлены П. для глушения струн (демпферы) и для открывания и закрывания резонаторных отверстий на деке (т. н. эффект эха). В 18 в. мастера семьи Кузино сконструировали арфу с двойным рядом П., однако арфа с 14 П. не получила распространения. В кон. 18 в. франц. мастер С. Эрар сконструировал арфу с дисками, на к-рых имелись 2 штифта (вилки), при повороте диска зажимающие струну и повышающие её звучание на полтона. В 1801 этот мастер изобрёл арфу с вилочным механизмом и двойным движением П. (). Арфа Эрара с 7 П. "двойного действия" стала прототипом всех последующих конструкций. Совр. арфа с двойным движением П. (строй Ces-dur) позволяет использовать все тональности, а также приёмы игры, основанные на энгармонич. замене звуков, что и сделало её полноценным конц. и орк. инструментом.

2) В органе, клавикорде, клавесине — клавиатура для ног.

Органная П. изобретена Л. ван Вальбеке (ум. в 1318). Педальная клавиатура в совр. органе обычно одна, имеет 32 деревянные клавиши (объём ок. 22/3 октав, С — g1).

Педальная клавиатура клавикорда впервые упоминается в муз. трактате П. Паулиринуса из Праги ("Tractatus de musica", 1459-63).

Клавесины с педальной клавиатурой не получили распространения. Нек-рые орг. произв. И. С. Баха первоначально предназначались для исп. на педальном клавикорде или клавесине (сонаты, BWV 525-30; пастораль, BWV 590 и др.). Ножная клавиатура у фп. получила нек-рое распространение в кон. 18 — 2-й пол. 19 вв. Ряд произв. для фп. с педальной клавиатурой написан В. А. Моцартом (концерт d-moll, K.-V. 466; каденция к концерту A-dur, K.-V. 488; фантазия и фуга C-dur, K.-V. 394) и Р. Шуманом ("Канонические упражнения", ор. 56; "Эскизы", ор. 58). Фп. с педальной клавиатурой пользовался Ф. Лист (большой педальный рояль находился в его доме в Веймаре с 1854). В 18 в. возник педальный клавикорд, использовавшийся в домашнем музицировании. Среди совр. фирм, изготовляющих клавесины, инструменты с П. выпускает фирма "Нёйперт" (ФРГ).

У фисгармонии при помощи П. нагнетается воздух в мехи, у механического фортепьяно приводятся в действие пневматич. механизм, зубчатые и цепные передачи.

В литавре (т. н. педальная литавра, итал. timpani a pedali) П. перестраивает инструмент в др. тон; при перестройке П. воздействует на центр. настроечный винт (тон настройки показывает на шкале передвижная рукоятка). Возможность быстрой перестройки позволяет исполнять на одном инструменте мелодич. ряд звуков. П. для литавры изобретена в 1855 парижским мастером П. Л. Готро. Для удобства исполнителя, играющего на неск. ударных инструментах в оркестре, иногда применяют приставную или пристроенную к инструменту П. (при пользовании колотушкой, палочкой, одной из тарелок и др.).

Литература: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934, расширенное изд. под назв.: История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Поломаренко И., Арфа в прошлом и настоящем, М. — Л., 1939; Язвинская Е., Арфа, М., 1968; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975; Mоdr A., Hudebni nбstroje, Praha, 1938 (рус. пер. — Mодр A., Музыкальные инструменты, M., 1959, с. 174-176); Sachs С., Real-Lexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962; его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, Lpz., (1966); его же, The history of musical instruments, N. Y., (1940); Neupert H., Das Cembalo, eine geschichtliche und technische Betrachtung der Kielinstrumente, Kassel, 1933, 1956; его же, Das Klavichord. Geschichte und technische Betrachtung des "eigentlichen Claviers", Kassel, 1948, 1956; Bruggaier E., Studien zur Geschichte des Orgelpedalspiels in Deutschland bis zur Zeit J. S. Bachs, Fr./M., 1959; Hubbard F., Three centuries of harpsichord making, Camb. (Mass.), 1965; Mаrсuse S., Musical instruments, L., 1966, p. 324, 397; Sumner W., The organ, L., (1975). См. также лит. при статьях Фортепьяно, Арфа, Орган, Клавесин, Педализация.

Г. М. Коган, Л. И. Ройзман, Б. В. Доброхотов, А. Е. Майкапар.

Музыкальная энциклопедия

Значения в других словарях

  1. педаль — -и, ж. Ножной рычаг в машинах, музыкальных инструментах и т. п. Педаль велосипеда. Педаль рояля. □ Антон включил вторую скорость, отпустил педаль. Трактор пошел ровным ходом. Наседкин, Большая семья. Нажимая ногой педаль, вертел токарный станок Маремуха.  Малый академический словарь
  2. педаль — Педа́ль/.  Морфемно-орфографический словарь
  3. педаль — орф. педаль, -и  Орфографический словарь Лопатина
  4. педаль — ПЕДАЛЬ Деталь велосипеда, через которую усилия мышц ноги спортсмена передаются на ось каретки через шатун. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001)  Словарь спортивных терминов
  5. педаль — ПЕДАЛЬ и, ж. pédale f. 1. Рычаг управления в машинах, механизмах и т. п., приводимый в действие нажимом ноги. БАС-1. Два мохнатых полотенца висели на штативах над умывальником с педалью. Бобор. Вас. Теркин. — А лявабо этот известно как действует?...  Словарь галлицизмов русского языка
  6. педаль — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где pédale < итал. pedale, которое восходит к лат. pedalis «ножной», суф. производному от pes, pedis «нога». Ср. велосипед.  Этимологический словарь Шанского
  7. педаль — ПЕДАЛЬ -и; ж. [франц. pédale] Ножной рычаг в машинах, музыкальных инструментах и т.п. П. велосипеда. П. рояля. Тормозная п. П. газа. ◊ Нажать на все педали (см. 1. Нажать). ◁ Педальный, -ая, -ое. П. механизм. П-ые лапки. П. детский автомобиль (приводимый в движение вращением педалей).  Толковый словарь Кузнецова
  8. педаль — Педали, ж. [ит. pedale от лат. pes – нога] (тех.). В машинах и музыкальных инструментах – приспособление, посредством нажима ногой приводящее в действие механизм. Велосипедная педаль. Органная педаль (для извлечения звуков из органа).  Большой словарь иностранных слов
  9. педаль — ПЕД’АЛЬ, педали, ·жен. (·итал. pedale от ·лат. pes — нога) (тех.). В машинах и музыкальных инструментах — приспособление, посредством нажима ногой приводящее в действие механизм. Велосипедная педаль. Сигнализационная педаль (·ж.-д. ).  Толковый словарь Ушакова
  10. педаль — Это слово заимствовано из французского, в котором pedale через посредство итальянского восходит к латинскому pedalis – "ножной", образованного суффиксальным способом от существительного от pes (pedis) – "нога". От той же основы вторая часть таких слов, как мопед, велосипед.  Этимологический словарь Крылова
  11. педаль — ПЕДАЛЬ м. лат. подножка, рычаг, у разных машин и у музыкальных орудий, нажимаемый ногою, для усиленья и ослабленья звука (форте и пиано), для хроматических переходов (на арфе), для низших звуков (на органе) и пр. Педальные ноты.  Толковый словарь Даля
  12. Педаль — (pedal — итал., pédale — франц., pedale — англ., ped — сокр.) — род клапана, подножки, клавиша, которые играющий на известном инструменте прижимает ногой. Назначение П. различно. В некоторых инструментах...  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. педаль — педаль ж. 1. Рычаг, приводимый в движение ногой, в различных устройствах, механизмах и т.п. 2. Деталь рычажного устройства в музыкальных инструментах, управляемая нажимом ноги и служащая для изменения громкости и длительности звучания.  Толковый словарь Ефремовой
  14. педаль — педа́ль ж. Через нем. Реdаl или франц. pédale из ит. реdаlе от лат. pedālis "ножной" (Гамильшег, ЕW 680).  Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. педаль — ПЕДАЛЬ, и, ж. 1. Ножной рычаг в машинах, музыкальных инструментах. П. рояля. П. велосипеда. Нажать на все педали (также перен.: принять все меры для ускорения, достижения чего-н.; разг.).  Толковый словарь Ожегова