Музыкальная энциклопедия

Новая венская школа

(нем. Neue Wiener Schule, Junge Wiener Schule), Вторая венская школа (нем. Zweite Wiener Schule), Венская атональная школа (нем. Wiener atonale Schule), Венская школа (нем. Wiener Schule) — творческое содружество А. Шёнберга и его венских учеников, в первую очередь А. Берга и А. Веберна, а также их муз. наследие. Названия "Н. в. ш." и "Вторая венская школа" исходят из кругов приверженцев Н. в. ш.; они имеют целью показать, что Н. в. ш. представляет явление, по своей значимости сопоставимое со "старой венской школой", или "первой венской школой", т. е. с венской классической школой, что Н. в. ш. преемственно связана с последней, обладая в то же время важным качеством новизны, современности. Шёнберг, Берг и Веберн неоднократно декларировали свою связь с традициями венской классич. школы. В действительности Н. в. ш. во многом противоположна венской классич. школе. По своей внутр. сущности она представляет собой типическое проявление модернизма в музыке. Для творч. представителей Н. в. ш. характерны крайний субъективизм, преобладание образов разрушения над образами созидания, фактич. отказ от принципов народности и национальности. Первоначальной общей основой Н. в. ш. был атонализм (см. Атональная музыка), к к-рому Шёнберг и Веберн в 1907-09 пришли первыми. В начале 20-х гг. Шёнберг на основе атонализма разработал метод двенадцатитоновой композиции, додекафонии, к-рый полностью приняли его ученики и последователи. В творчестве Веберна был сделан и следующий шаг на пути эволюции атональной музыки — к сериальности. В ранних произведениях Шёнберга ещё сказывается связь с традициями позднего муз. романтизма ("Просветлённая ночь", "Песни Гурре"), в творчестве Берга могут быть отмечены элементы сочувствия к угнетённым, социальной сатиры, стремление к правдивому воспроизведению речевых интонаций. Шёнберг, Берг и Веберн были активными пропагандистами собственных произведений и творч. установок, авторами ряда книг и статей, в к-рых разъясняли и обосновывали свои позиции. Идеи Н. в. ш., в первую очередь провозглашённые ею принципы атонализма и додекафонии, получили распространение в творчестве композиторов мн. стран.

Литература: Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1960, 1964; Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Fleischmann H. R., Die Jungwiener Schule, "NZfM", 1912, Jahrg. 79; Stefan P., Neue Musik in Wien, W., 1921; Leibowitz R., Schoenberg et son йcole, P., 1947; Wellesz E., Schцnberg und die Anfдnge der Wiener Schule, "ЦMZ", 1960, Jahrg. 15, No 5; Die Wiener Schule und ihre Bedeutung fьr die Musikentwicklung, "ЦMZ", 1961, Jahrg. 16, No 6-7; Strubel H., Die Wiener Schule, "Melos", 1963, Jahrg. 30, No 11. См. также лит. при статьях Атональная музыка, Додекафония, Сериальность, Шёнберг А., Берг А., Веберн А.

Музыкальная энциклопедия

Значения в других словарях

  1. НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА — НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА — творческое содружество композиторов А. Шенберга и его учеников — А. Берга и А. Веберна, сложившееся в нач. 20 в. в Вене.  Большой энциклопедический словарь