Музеи
Музыкальные — науч. и культ.-просвет. учреждения, осуществляющие собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников муз. культуры. По содержанию и характеру можно выделить М.: муз. инструментов, муз.-мемориальные, муз.-исторические, муз.-театральные; существуют также муз. М. смешанных типов. При мн. муз. М. имеются личные, документальные и др. архивы, библиотеки редких муз. изданий. В составе ряда ис-торич., художеств., театр. музеев есть муз. отделы. Экспозицию музейных муз.-историч. памятников осуществляют также муз. разделы нац., междунар. и всемирных выставок.
М. музыкальные в России и СССР. Частные собрания муз. инструментов существовали уже с 18 в. Во 2-й пол. 19 в. появились коллекции (преим. нар. инструментов) при культурных учреждениях, например при Дашковском музее в Москве. Коллекция нар. инструментов, собранных А. Э. Эйхгорном в Ср. Азии, была в кон. 80-х гг. передана Моск. консерватории (в 1912 здесь был открыт Музей им. Н. Г. Рубинштейна, содержавший также архив и личные вещи композитора). В 80-90-е гг. экспозиция нар. инструментов (преим. народов России, а также заруб. Востока) имелась в Петерб. консерватории (её организатором был А. И. Рубец). В 1902 в репетиционном зале Придв. оркестра в Петербурге открылся организованный К. К. Штакельбергом муз. М., в его составе были: муз. инструменты разных народов, нотные рукописи, редкие издания, иконография, акустич. приборы; демонстрировалось звучание инструментов. В 1894 в Клину основан первый мемориальный М. — Дом-музей П. И. Чайковского. Музей М. И. Глинки по инициативе Л. И. Шестаковой был открыт в 1896 в здании Петерб. консерватории (личные вещи, автографы, прижизненные издания, изобразит. материалы). После Окт. революции 1917 в составе Наркомпроса была образована Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников. В 1917-18 национализированы важнейшие частные музеи. В янв. 1918 на 3-м съезде Советов было принято постановление о развитии музейного дела в стране, о необходимости превратить ценные собрания "в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания". В 1921 В. И. Лениным подписан Декрет о национализации Дома-музея П. И. Чайковского, "сохранение которого в неприкосновенности имеет общегосударственное значение...".
Муз. М. в СССР — центры муз.-просвет. работы разнообразных форм (экскурсии, лекции, циклы историч. концертов, вечера нар. музыки, концерты звукозаписи и др.). М., располагающие архивно-рукописными фондами, осуществляют издание каталогов и публикации. Крупнейшие из них — Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки (Москва, 1943) — муз.-историч. музей (синтетический по составу фондов), осуществляющий экспозиционную, просветит., н.-и. и публикаторскую деятельность; собрание муз. инструментов Ин-та театра, музыки и кинематографии (Ленинград, 1940): на его Постоянной выставке (с 1956) широко представлены инструменты народов СССР, инструменты симф. оркестров в их историч. развитии, роговой оркестр, мемориальные инструменты и др.; Коллекция уникальных муз. инструментов в Москве (осн. в 1919), содержащая собрание смычковых инструментов работы рус. и зап.-европ. мастеров.
Мемориальные М. — Дом-музей П. И. Чайковского (Клин, 1894); Дом-музей П. И. Чайковского (Воткинск, 1940); Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова (Тихвин, 1944); Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова (Ленинград, 1972; филиал Ленингр. театр. музея); Музей А. Н. Скрябина (Москва, 1922); Литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского (Каменка, ныне Черкасской обл., 1940); Дом-музей З. Палиашвили (Тбилиси, 1959; является также респ. муз.-историч. музеем); Дом-музей З. П. Палиашвили (Кутаиси); Дом-музей Узеира Гаджибекова (Баку, 1967); Дом-музей У. Гаджибекова (Шуша); Дом-музей А. А. Спендиарова (Ереван); Дом-музей M. H. Чюрлёниса (Друскининкай); Дом-музей М. П. Мусоргского (с. Карево, Куньинский р-н Псковской обл., 1968). Все М. (кроме последнего) расположены в зданиях, где родились или работали эти музыканты.
В союзных республиках организованы М., отражающие историю и совр. состояние их муз. культуры (муз. инструменты, рукописные, изобразит., печатные, историко-этнографич. материалы), в т.ч.: Музей театр., муз. и киноискусства УССР (Киев, с 1966; осн. в 1926 как Театр. музей Украины); Музей муз. культуры Азербайджана (Баку, 1967); Музей т-ра и музыки Эст. ССР (Таллин, 1941).
Муз.-театр. М. отражают преим. историю развития отд. т-ров и существуют при этих т-рах: при Большом т-ре СССР, Ленингр. т-ре оперы и балета, Ленингр. Малом т-ре оперы и балета, Укр. т-ре оперы и балета, Груз. т-ре оперы и балета и др. Разделы, освещающие развитие рус. дореволюционного и сов. муз. т-ра, имеются в Центр. театр. музее им. Бахрушина (Москва), Ленингр. театр. музее, театр. музее Грузии (Тбилиси) и др.
Зарубежные М. музыкальные. Наиболее многочисленны М. (коллекции) муз. инструментов; уже в 16-17 вв. в Европе получили известность нек-рые собрания (напр., коллекция Ф. Медичи, Флоренция, 17 в.). Во 2-й пол. 19 в. значит. коллекции муз. инструментов существовали в М. мн. городов Европы и Америки, появлялись и самостоят. муз. М., в их числе — М. муз. инструментов при Парижской консерватории (1864), в Лейпциге (1883), Берлине (1888), в Брюсселе, Стокгольме, Познани, Будапеште и др. (мн. отличались полнотой собраний и уникальностью экспонатов). Создавались многочисленные коллекции музыкальных инструментов (а также собрания материалов и документов, освещающих историю музыки и нар. творчество) при уч. заведениях и в составе музеев др. профилей. Мемориальные М. возникли в Австрии в 80-90-х гг. 19 в. (В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Гайдна) и получили распространение гл. обр. в Европе. Наряду с мемориальными (Дома-музеи И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Ф. Листа, Э. Грига, Дж. Пуччини и др.) появлялись М., экспонирующие мемориальные предметы в зданиях, не связанных с биографией того или иного композитора; часто они являлись центрами собирания и исследования рукописных и иных материалов (Муз. музеи Б. Сметаны и А. Дворжака в Праге, Ф. Шопена в Варшаве и др.). Менее распространены муз. М. историко-документаль-ного типа (Дармштадт, Фрейбург — ФРГ; при Муз. об-ве им. С. Монюшко, Варшава — ПНР).
В 20 в. наиболее значит. собрания муз. инструментов находятся в Европе:
Австрия: Арнфельс — в составе М. нар. творчества. Вена — в Австрийском М. нар. иск-ва.
Бельгия: Антверпен — Муз. М. (старинные инструменты). Брюссель — М. инструментов (народов мира) при консерватории.
Болгария: Пловдив — в Этнографич. М. София — коллекция при Ин-те музыковедения АН.
Великобритания: Брентфорд — Британский музей фортепьяно (в т.ч. механич.). Кардифф — в Уэльском народном музее. Лондон — Музей инструментов при Корол. муз. колледже; в Музее Хорнимен (этнографич.); в Музее Виктории и Альберта. Норидж — в Церковном музее Сент-Питер Хангейт. Оксфорд — в Музее Питт Риверс (при ун-те). Терсфорд — Музей оргбнов и машин и др.
Венгрия: Будапешт, Секешфехервар и др. — в составе исторических и антропологических музеев.
ГДР: Лейпциг — Муз.-историч. М. (европ. инструменты от ср. веков до современных; механич.); при Ун-те им. К. Маркса. Маркнёйкирхен — М. муз. инструментов (нар., механич.). Отделы и коллекции: Аугсбург — в Историко-краеведч. М., Гота — в Театр. М., Мейнинген — в М. Шлос-Элизабетенбург, Циттау — в Городском М. и др.
Греция: Афины — в составе Н.-и. центра нар. иск-ва Афинской академии. Янина — в М. нар. иск-ва.
Дания: Копенгаген — Муз. М. (инструменты народов Европы, Индии, Японии и др.).
Зап. Берлин — М. муз. инструментов (европ. в историч. развитии, народов мира); в М. нар. иск-ва (инструменты неевроп. культур).
Испания: Барселона — в составе М. музыки. Гийон (Астурия) — Междунар. М. волынок.
Италия: Кремона — музей А. Страдивари. Mилан — М. старинных муз. инструментов. Mодена — отдел Городского М. истории иск-в. Неаполь — в Муз.-историч. М. при консерватории (старинные инструменты). Палермо — в Этнографич. М. Триест — в Городском театр. М. Флоренция — при Консерватории им. Керубини (в т.ч. инструменты великих итал. мастеров).
Нидерланды: Гаага — в Муниципальном музее. Утрехт — при Ун-те, и др.
Норвегия: Драммен — в краеведч. М. Тронхейм — в Рингве-музее (европ. инструменты в историч. развитии).
Польша: Познань — М. муз. инструментов (польские народные от 11 в., европ. и неевроп. от 16 в.). Лодзь — отдел в М. муз. культуры (народные); в составе музеев: Истебне — Бескидский дом творчества, Олива, Торунь — Этнографич. музеи, Ченстохова — Художеств.-историч. М.; и др.
Португалия: Лисабон — М. инструментов (нац. инструменты, европ. от 16 в., инструменты бывших колоний); отделы: в М. культового иск-ва; в Этнографич. музее.
Румыния: Бухарест — в М. нар. иск-ва. Яссы — в Этнографич. М.
Финляндия: Tурку — отдел нац. и др. муз. инструментов в Музее Я. Сибелиуса.
Франция: Pариж — при консерватории (от эпохи Возрождения до совр.). Отделы и коллекции: Maрсель — М. изобразит. иск-ва, Варзи — М. нар. иск-ва, Монлюсон — М. старинных замков (история и производство струнных инструментов) и др.
ФРГ: Мюнхен — Гор. коллекция муз. инструментов (европ. и неевроп.). Нюрнберг — в Нем. певческом М. Эрланген — Собрание муз. инструментов при Ун-те Эрланген — Нюрнберг. Отделы и коллекции: Альсфельд, Бинген, Бохум, Вольфах, Миттенвальд, Регенсбург, Эрдинг и др. — в краеведч. М., Гейдельберг — в М. истории культуры при ун-те, Ингольштадт — в Историч. М., Киль — в М. нар. иск-ва, Штутгарт — в Вюртембергском историч. М. и др.
Чехословакия: Братислава — в Нар. М. Брно — в муз. М. (отдел Моравского М.). Прага — в муз. М. (отдел Нар. М.)
Швейцария: Базель — Собрание старинных муз. инструментов (от 16 в.). Женева — М. старинных муз. инструментов; в Этнография. М. Оберзон — М. старинных механич. инструментов. Отделы: Цюрих — в М. художеств. ремёсел, Шо де Фон — в М. часов (муз. шкатулки) и др.
Швеция: Стокгольм — М. муз. инструментов (нар. европ. и неевроп., симф. оркестра).
Югославия: Белград — в Этнографич. М.
На Амер. континенте значит. количество собраний муз. инструментов имеется в США (св. 150): Нью-Йорк — отдел в Метрополитен-музее. Вашингтон — в М. африканского иск-ва. Муз. М., имеющие отдел муз. инструментов: Динсборо (в т.ч. шарманки, муз. шкатулки), Сент-Пол, Уискассет (в т.ч. клавишные, механич.) и др. Существуют коллекции при ун-тах: Иельском (Нью-Хейвен), Мичиганском (Анн- Арбор), при мн. колледжах, в составе М. др. профилей, напр. в М. нар. музыки (Нашвилл), в М. изобразит. иск-ва (Санта-Барбара) и др., в историч. и краеведч. М. общего типа в большинстве штатов.
Канада: Оттава — в Нац. М. Отделы: Боуманвилл, Галифакс, Килларни — в историч. М. Саскатун — в М. укр. культуры и др.
Куба: Гавана — М. муз. культуры.
Из музеев южноамериканских государств самый крупный в Экуадоре — М. муз. инструментов "Пабло Траверсари" (Кито), здесь собрано ок. 2000 инструментов, представляющих европ. и амер. (от времён инков) муз. культуру. Коллекции муз. инструментов имеются в Аргентине — М. нар. иск-ва "Хосе Эрнандес" (Буэнос-Айрес), М. т-ра и музыки (Кордова); в Бразилии — при Центре фольклорных исследований Бразильского ун-та (Рио-де-Жанейро), в Мексике — в М. иск-в "Хосе Луис Бельо и Гонсалес" (Мехико).
Муз. инструменты стран Азии и Африки собираются и экспонируются преим. в нац. музеях — исторических, этнографич. и др.
Основные мемориальные муз. М. и исследовательские центры (в скобках — год основания М. и страна на 1975):
И. С. Баха — Арнштадт (1935), Лейпциг (1950), Эйзенах (1907), все — в ГДР.
В. Беллини — Катания (Италия). Г. Берлиоза — Ла-Кот-Сент-Андре (Франция).
Л. Бетховена — Бонн (ФРГ, 1889), Вена (Австрия).
Р. Вагнера — Байрёйт (ФРГ, 1924), Люцерн (Швейцария, 1933), Эйзенах (ГДР, 1897, также поэта Ф. Рёйтера).
К. М. Вебера — Дрезден (ГДР, 1948).
Й. Гайдна — Вена (1899), Эйзенштадт (1935), Рорау (1958), все — в Австрии.
Г. Ф. Генделя — Галле (ГДР, 1948).
Э. Т. А. Гофмана — Бамберг (ГДР, 1926).
Э. Грига — Трольхауген (Норвегия, 1925).
И. Н. Гуммеля — Братислава (ЧССР).
A. Дворжака — Прага (1932), Нелагозевес (оба — в ЧССР).
С. П. Дягилева — Венеция (Италия, 1970). Э. Изаи — Льеж (Бельгия). Ф. Легара — Бад-Ишль (Австрия, 1959). Ф. Листа — Веймар (ГДР, 1956); Будапешт, Шопрон (Венгрия).
B. А. Моцарта — Зальцбург (1880; там же, 1914, там же, 1955 — "Моцартеум"), Вена (1941) (оба — в Австрии), Прага (ЧССР), Аугсбург (ФРГ, 1937).
К. Нильсена — Оденсе (Дания).
Дж. Пуччини — Торре-дель-Лаго (Италия).
М. Равеля — Монфор-л'Амори (Франция).
Дж. Россини — Пезаро (Италия, 1896).
Я. Сибелиуса — Турку (Финляндия, 1926).
Б. Сметаны — Прага (ЧССР, 1928).
И. Ф. Стравинского — Венеция (Италия, 1974).
Р. Франца — Галле (ГДР, 1952).
Ф. Шопена — Желязова-Воля (1932), Варшава (1953) (оба — в Польше).
Л. Шпора — Кассель (ФРГ, 1908).
Р. Штрауса — Гармиш-Партенкирхен (ФРГ).
Ф. Шуберта — Вена (Австрия, 1908).
Р. Шумана — Цвиккау (ГДР, 1910).
Дж. Онеску — Бухарест (1956), Дорохой (оба — в Румынии).
Л. Яначека — Брно (ЧССР, 1959).
Муз.-театр. музеи существуют при мн. т-рах, наиболее крупные — в "Ла Скала" (Милан), в "Ковент-Гарден" (Лондон).
Литература: Петухов М., Опыт систематического каталога Инструментального музея С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1893; Ник. P (Финдейзен Н.). Музей придворного оркестра, "РМГ", 1903, No 41; Museums of the World. A directory оf 17 500 museums in 150 countries, including a subject index, Munch., 1975; См. также лит. при статьях Дом-музей П. И. Чайковского, Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова, Музей А. Н. Скрябина.
Л. З. Корабельникова.
Музыкальная энциклопедия