Альтерация
(от позднелат. alteratio — изменение) –
1) Повышение или понижение ступени осн. звукоряда без изменения её назв. Знаки А.:
Первоначально понятие А. возникло в связи с двояким начертанием звука В, встречавшимся уже в 10 в. Круглым знаком
2) В учении о гармонии А. обычно понимается как хроматич. видоизменение осн. неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым (к звукам тонич. трезвучия). Напр., в C-dur:
Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, к-рая располагается полутоном выше одного из звуков тонич. трезвучия. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину):
В др. трактовке под А. понимается вообще всякое хроматич. видоизменение диатонич. аккорда независимо от того, направлен ли хроматич. ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Напр., в C-dur, c-e-ges — альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e — трезвучия VI ступени.
3) В мензуральной нотации А. — удвоение второй из двух равных нотных длительностей (напр., второй из двух семибревис) при превращении двухдольного метра в трёхдольный; |
Литература: Тюлин Ю., Учение о гармонии, ч. I, Л., 1937, М., 1966; Аэрова Ф., Ладова альтерация, К., 1962; Берков В., Гармония, ч. 2, М., 1964, (все 3 чч. в одном томе) М., 1970; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1968; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien..., Bd 1, В.-Stuttg., 1906; Schцnberg A., Harmonlelehre, Lpz.-W., 1911, W., 1949; Riemann H., Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre, Lpz., 1913; Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern, 1920; Erpf H., Studien zur Harmonie- und Klangtechnik der neueren Musik, Lpz., 1927.
Ю. Н. Холопов.
Музыкальная энциклопедия