Москва. Энциклопедический справочник

Церковь Власия в Староконюшенной слободе

(Гагаринский переулок, 20/8). Сооружена в дворцовой конюшенной слободе, по-видимому, в начале XVII в. (в письменных источниках впервые упомянута в 1625), многократно перестраивалась. Окончательное формирование её композиции, состоящей из собственно храма (главный престол Преображения) с апсидой, 2-придельной трапезной (престолы Власия Севастийского и Казанской Божией Матери) и колокольни, завершилось лишь во второй четверти XIX в. Объём небольшого одноглавого четверика храма почти целиком относится к 1644, а его декор, выполненный в духе московского барокко, — к концу XVII в. Для этого времени характерны колончатые с фигурными гребнями обрамления окон и дверного проёма на южном фасаде, а также небольшие, акцентирующие центры боковых фасадов восьмигранные окна второго света. Завершение же стен четверика широким аттиком с рядом крупных кокошников и карнизом-пилой более свойственно середине века. Храм некогда имел по сторонам 2 придела (разобраны в XVII в. и во второй половине XIX в.). Полукруглая в плане апсида, сменившая в первой половине XIX в. первоначальный Трехчастный алтарь, получила скромную, характерную для позднего ампира декорировку стен в виде ленточного руста. Мотив рустованных «вразбежку» белокаменных обрамлений её окон повторен в наличниках трапезной, выстроенной в формах позднего классицизма в 1866—72. Невысокая трехярусная колокольня была сооружена в конце XVIII в. и поновлена в XIX в., сохранив от первоначального декора обработку ярусов гладкими угловыми лопатками и фигурные «накладные панели», размещённые по сторонам широких арочных проёмов. В 1872 четверик основания колокольни был закрыт со всех сторон стенами новой трапезной и украшен на западном фасаде строгим белокаменным пилястровым портиком. В интерьере храма сохранились фрагменты настенной живописи XVII в. Церковь расположена на небольшой площадке при пересечении Гагаринского и Большого Власьевского переулков. В окружении современной многоэтажной застройки она воспринимается как яркий архитектурный акцент. Была закрыта около 1939. Реставрационные работы проведены в 1980-х гг. В настоящее время здание занимает Русский народный оркестр «Боян».

П.Н. Шармин.

Москва. Энциклопедический справочник