Предложение
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — основное понятие синтаксиса (см.), который часто определяется, как «учение о предложениях». Тем не менее само «предложение» с трудом поддается определению. Вот, для примера, несколько определений предложения: Дионисий Фракийский (ок. I-го в. до Р. Хр.): «предложение есть соединение частей речи (собст. «слов», Λέxiεων, но Λέxiις понимается, в свою очередь, как типическая часть предложения, и из этого понятия вышли впоследствии «части речи»), выражающее законченный в себе смысл»; Пауль: «Предложение есть словесное выражение, символ того, что в душе говорящего совершилось соединение нескольких представлений или групп представлений, и средство к тому, чтобы вызвать в душе слушателей такое же соединение тех же представлений»; Дельбрюк: «предложение есть осуществляющееся в членораздельной речи изъявление (Äusserung), которое представляется говорящему и слушающему, как связное и замкнутое целое»; Фортунатов: «Предложение есть суждение в речи» (с дальнейшим разделением на «полные» предложения и «неполные»). Все определения предложения, до сих пор дававшиеся, страдают недостаточным обозначением самой языковой природы предложения, т.-е. тех языковых средств, которыми создается соответствующее психологическое единство. С другой стороны, невозможно признать правильной и точку зрения Потебни, что у каждого языка и у каждой эпохи свое «предложение» и что общего определения предложению дать нельзя. Если бы было доказано, что между предложениями отдельных народов и эпох нет ничего общего, кроме того, что они «выражают мысль», то тем самым понятие предложения теряло бы свое право на существование в языковедении и переносилось бы целиком в психологию. Но такое допущение противоречит нашему представлению о духовном и физическом единстве человеческого рода и человеческой языковой деятельности. Очевидно, наряду с частными определениями предложения для отдельных эпох и народов (а они необходимы, и в этом верная сторона мысли Потебни) необходимо общее определение предложения, приложимое ко всем языкам человеческим. И оно должно искаться, очевидно, в наиболее общих свойствах человеческой речи. А такими прежде всего являются ритм и мелодия речи. Таким образом, до разработки этого рода вопросов (пока изучающихся только в масштабе мельчайших ритмико-мелодических единиц, звуков и слогов) ожидать определения предложения не приходится. Пока, провизорно, можно, думается, выставить понятие «фразы», как максимальной ритмико-методической единицы (=«синтаксическое целое» «Овсянико-Куликовского»), которое можно определить так: «фраза есть синтагма (см. Слово отдельное), характеризующаяся одним из трех ритмо-мелодических строев: законченно-повествовательным, вопросительным или восклицательным». По обще-психологическим соображениям надо думать, что эти три строя найдутся во всех человеческих языках, и таким образом, понятие «фразы» могло бы лечь в основу синтаксиса (см.). «Предложение» определилось бы как «частичная фраза», т.-е. опять-таки как ритмо-мелодическое понятие, меньшее по объему и большее по содержанию, (напр., включая и ритмо-мелодию придаточных предложений), но всё это требует, как уже сказано, изучения ритмо-мелодических средств человеческого языка. Специальные грамматические признаки предложения, т.-е. определенные способы синтаксического членения, вошли бы уже в частные определения предложения для отдельных языков и эпох. Во всяком случае, не «фраза» должна быть определена из «предложения» (как сейчас: «сложное предложение») и не «предложение» из «слова», а наоборот «слово» из «предложения» (см. «Слово отдельное», а «предложение» из «фразы». Кроме того, обычное сведение предложения к суждению должно быть оставлено, так как понятие самого «суждения» (и логического и психологического) выросло на анализе языкового предложения, и наука впадает здесь всегда в порочный круг. Разумеется, предложение, как синтагма, обозначает психологическое единство, но в этом оно ничем существенным не отличается ни от фразы, ни от слова.
А. Пешковский.
Примечание редакции. В статьях, подписанных Н. Дурново, автор под предложением везде подразумевает т. н. высказывательные П., т.-е. словосочетания (см.) с интонацией законченности или обособленности (см. Обособленные члены П.), заключающие слова с формой сказуемости.
Словарь литературных терминов