ХАНААН
(библ. Ken 'an, аккад. Kinahhi, Kinahna, греч. Xanaan) — доизраильское назв. терр. Палестины, Сирии и Финикии. Терр. X., границы к-рой изменялись в различные ист. периоды, простиралась от Средиземного м. на 3. до долин Оронта и Иордана на В. и от гор Тавра на С. до Газы на Ю. Этимология назв. "X." точно не установлена. Предполагают, что X. означает "пурпур" и первоначально относилось к Финикии — стране, добывавшей пурпурную краску (др.-греч. назв. Финикии — Poinikn, от poinix — пурпурная краска). Позднее это назв. распространилось на всю область X. Население X. (ханаанеи или ханаанеяне) отличалось большой племенной пестротой (финикийцы, угаритяне, амореи, кениты, кадмониты, отд. еврейские племена, моавитяне, аммонитяне и др.) и политич. разобщенностью (многочисл. укрепленные города-государства: Иерихон, Мегиддо, Хацор, Гезер, Таанах, Бет-Шеан и др.), но говорило на диалектах одного и того же семитского (древнеханаанейского) языка, весьма близкого еврейско-библейскому. Возможно, письменность употреблялась синайская или протопалестинская, а также древнеегипетская и аккадская. Из несемитских народностей X. населяли хурриты и хетты. История X. известна прибл. с 8-го тыс. до н. э. (см. Натуфийская культура). В 3-2-м тыс. X. находился на месте скрещивания важных торг. путей, соединявших Месопотамию и М. Азию с Египтом, что способствовало развитию экономики и синкретич. характера культуры страны. С 16-15 вв. X.- в сфере политич. и экономич. господства Египта, в 14 в. началось ослабление егип. влияния, что получило отражение в переписке из архива в Тель-Амарне. После войны Египта с Хеттским царством (13 в.) эти державы разделили между собой терр. X. на сферы влияния. С 13 в. до н. э. началось завоевание X. израильскими племенами. Впоследствии назв. "X." применялось к Финикии, а назв. "ханаанеяне"- к жителям финикийских колоний в Сев. Африке.
=====
Лит.: Дьяконов И. М., Языки древней Пер. Азии. М., 1967; Böhl F. M. Th., Kanaanäer und Hebräer, Lpz., 1911; Dnorme E., La langue de Canaan, "Revue biblique", 1913, n. 22, 1914, n. 23; Maisler В., Untersuchungen zur alten Geschichte und Ethnographie Syriens und Palästinas, Gießen, 1930; Gray J., The legacy of Canaan. The Ras shamra texts and their relevance to the old Testament, Leiden, 1957.
=====
И. Д. Амусин. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия