ДАНЬ
1) Натур. или ден. взносы, взимаемые (на ранних ступенях историч. развития) победителем с побежденного племени или гос-ва; иногда уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. Взимание Д. становится обычным в период разложения первобытнообщинного строя, когда вследствие повышения производительности труда и появления прибавочного продукта оказывается возможным накопление богатств и происходит "...вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение ее в регулярный промысел" (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 110-11). В рабовладельч. обществе Д. часто служили люди, обращаемые в рабство; предметами Д. также часто являлись меха, скот, хлеб, благовония и т. д. С развитием ден. х-ва Д. начинает взиматься в первую очередь драгоценными металлами в слитках, а позднее золотыми и серебр. монетами.
=====
2) Одна из форм эксплуатации населения племенным вождем — в варварском обществе, и гос. властью — в раннефеод. гос-ве; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. В период распада общинно-родового строя Д. взималась племенным вождем, князем с подчиненных племен и носила первоначально характер "подарков"; по мере укрепления власти вождя эти приношения утрачивали добровольный характер и становились обязательной Д., использовавшейся вождем для содержания дружины. В процессе складывания феод. строя Д. эволюционировала в двух направлениях: она превращалась в гос. налог (подушный или поземельный), а также — в результате пожалования королями права сбора доходов дружинникам и духовенству — трансформи- ровалась в феод. ренту. Значит. роль в процессах становления феодализма и феод. гос-ва Д. играла в странах, где развитие феодализма совершалось без синтеза с рабовладельч. строем, напр. в Англии — до нормандского завоевания 1066 (см. Бокланд, "Датские деньги"), в сканд. странах (см. Вейцла), на Руси и т. д.
=====
На Руси Д. известна с 9 в. Подчиняя отд. племена, князья облагали их Д. (деньгами, натурой, мехами и пр.). Рост феод. собственности на землю привел к захвату феодалами права взимания Д. и включению ее в состав феод. ренты. В 13-15 вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от платежа Д. С образованием Рус. централизованного гос-ва Д. на рубеже 15-16 вв. стала обязат. налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. К 17 в. Д. была объединена с др. сборами (за наместнич. корм, городовое и ямчужное дело) и стала называться данными деньгами, или четвертными дохода м и, т. к. они поступали в четверти — финанс. приказы. Дворцовые крестьяне платили в зависимости от местных условий от 33 до 70 руб. с сохи (см. Сошное письмо), черносошные — от 48 до 200 руб., посадские люди — 30-58 руб. в р-нах служилого землевладения (см. Служилые люди); на черных землях — как черносошные крестьяне. Данные деньги отменены в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один — стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церк. причтов церк. Д. (часть дохода от взносов прихожан). В 13-15 вв. спец. разновидность Д. взималась с рус. земель в пользу Золотой Орды (т. н. ордынский "выход").
=====
Лит.: Лаппо-Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Моск. гос-ве со времен смуты до эпохи преобразований, СПБ, 1890; Милюков П., Спорные вопросы финанс. истории Моск. гос-ва, СПБ, 1892; Веселовский С., Сошное письмо, т. 1-2, М., 1915-16; Очерки истории СССР. Период феодализма XVII в., М., 1955, с. 411-39.
=====
Д. Г. Редер. Москва, А. Я. Гуревич. Калинин, С. М. Каштанов. Москва.
Советская историческая энциклопедия