Исторический словарь

Каракаш Михаил Николаевич

(1887, им.е Каракаш близ Симферополя — 15. или 19.8.1937, Белград [Бухарест?]) — артист оперы, концертный певец (баритон), режиссер музыкального театра, педагог. К. — сын профессора геологии Петербургского университета, Первым учителем музыки и вокальным педагогом К. была его мать — певица, ученица знаменитой Н.Ирецкой. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университетаив 1910 Петербургскую консерваторию по классу профессора С.Габеля, из которого вышло несколько десятков певцов высокого международного уровня. Выступая, по традиции Мариинского театра, в конкурсе молодых певцов за право петь на первой сцене России, К. исполнил (26.4.191 1) заглавную партию в первом дебютном спектакле «Евгений Онегин» П.Чайковского, в ансамбле со «звездами» Л.Собиновым, А.Больской, Е.Збруевой, В.Касторским. На следующий день пресса отмечала исключительный успех дебютанта, сразу же ставшего вровень со своими прославленными партнерами. После «второго дебюта» — партии Грязного в «Царской невесте» Н.Римского-Корсакова — К. был принят в труппу Мариинского театра на первые партии лирического баритона. В сезоне 1911/12 он был единственным исполнителем партии Князя Елецкого в «Пиковой даме» Чайковского во всех спектаклях. В «Лакме» Л.Делиба (партия Фредерика) 15.11.1911 впервые выступил в одном спектакле с Ф.Шаляпиным. Он стал основным исполнителем партии Онегина в Мариинском театре. Признавали, что со времен Л.Яковлева, знаменитого баритона конца XIX в., Мариинский театр не имел столь совершенного исполнителя этой партии. В дальнейшем репертуар артиста расширялся, в него вошли партии Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Ш.Гуно, Невера в «Гугенотах» Дж.Мейербера, Шарплесса в первом в России исполнении оперы Дж.Пуччини «Мадам Баттерфлай». 12.11.1912 К. впервые исполнил одну из самых знаменитых своих ролей — Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж.Россини — в ансамбле с Л.Липковской, К.Пиотровским (Петраускасом) и Шаляпиным, К. стал лучшим Фигаро на русской сцене. Если в роли Онегина у него был единственный соперник — баритон Большого театра в Москве И.Грызунов, создавший своего рода «московский» вариант пушкинского героя, то в роли Фигаро никто не мог составить конкуренцию К., хотя эта партия исполнялась равно и лирическими, и драматическими баритонами. Не случайно, когда Шаляпин пел в «Севильском цирюльнике» в Большом театре, директор императоских театров В.Теляковский направлял в Москву молодого петербургского баритона. В «Севильском цирюльнике» К. и Шаляпин вместе спели более 20 спектаклей, но 16,10.1916 прямо во время действия произошел (по вине Шаляпина) скандал, получивший не без помощи прессы широкую огласку. К. требовал извинений от Шаляпина и отказался выступать с ним. Шаляпин получил от благоволившей к нему дирекции выговор, но почти два года артисты не встречались на сцене, Среди партнеров К. в «Севильском цирюльнике» были выдающиеся певицы — Е.Бронская в Петербурге и А.Нежданова в Москве. Из последующих ролей артиста в Мариинском театре отметим партии Аполлона Локсия в «Орестее» С.Танеева, Валентина в «Фаусте» Ш.Гуно, Эскамильо в «Кармен» Ж.Бизе, Ферфакса в оперетте С.Джонса «Гейша», Дон Жуана в одноименной опере В.А.Моцарта, Дон Карлоса в «Каменном госте» А.Даргомыжского, Марселя в «Богеме» Дж.Пуччини. Благодаря выдающемуся вокальному мастерству К. справлялся и с партиями драматического баритона Князь Игорь, Демон в одноименных операх А.Бородина и А.Рубинштейна, Тонио в «Паяцах» Р.Леонкавалло. Летом 1913 артист ездил в Милан для занятий с известным профессором В.Вандзо, консультантом ряда выдающихся русских певцов — Л.Липковской, Г.Бакланова, Д.Смирнова и др. Но еще годом ранее состоялись его первые зарубежные выступления певец гастролировал в Вене, Берлине, Праге и Будапеште. В 1913К. вступил в брак с Елизаветой Ивановной Поповой, солисткой Мариинского театра, дебютировавшей на его сцене в партии Татьяны годом ранее. «Семейный» дуэт Поповой и К. в «Евгении Онегине» стал исключительным событием в истории музыкального театра — настолько совершенны были музыкально-сценические решения созданных ими образов. Даже внешне молодые артисты казались живыми воплощениями своих героев. Их ходили и слушать, и смотреть. Воспитанниц Смольного института и др. элитарных учебных заведений водили в Мариинский театр «на Каракаша и Попову» с целью показать эталонные светские манеры, В 1915-17 К., помимо Мариинского театра, регулярно выступал в своих лучших ролях на сцене Театра музыкальной драмы (ТМД) в Петербурге, гастролировал в Одессе, Киеве, Харькове, Тифлисе. По свидетельствам современников, К. был, не менее чем в опере, убедителен в концертах с исполнением камерной вокальной лирики. В программы его совместных с Поповой концертов, помимо классических романсов от Глинки до П.Чайковского, включались новейшие произведения С.Рахманинова, А.Гречанинова, А.Спендиарова, Н.Метнера, И.Стравинского. Нередко аккомпанировал К. и Поповой один из лучших русских пианистовансамблистов М.Бихтер. «Оба артиста увлекли аудиторию своими прекрасными голосами, благородством фразировки, выразительным пением», — писал журнал «Театр и искусство» об одном из их концертов весной 1917. Последнее выступление К. в Мариинском театре состоялось 15.3.1918 в «Пиковой даме», затем вместе с Поповой он уехал в Москву. В 191819 К. и Попова работали в Большом театре, в театре С.Зимина, переименованном в Театр Совета рабочих депутатов. Летом 1918 вместе с Шаляпиным, Неждановой и др. знаменитыми артистами они вошли в Первое театральное кооперативное товарищество. В июле 1918 К. и Попова пели с Шаляпиным в «Паяцах» Леонкавалло. Шаляпин, К. и Нежданова выступили также в «Севильском цирюльнике» и «Фаусте». Очевидно, ссора двухлетней давности между К. и Шаляпиным была предана забвению. Из числа концертов К. в Москве отметим его участие в бетховенской программе знаменитого дирижера С.Кусевацкого вместе с Неждановой, Метнером и А.Южиным 16.3.1919 в Колонном зале Дома Союзов. В апреле 1919 К. и Попова выехали в имение его отца под Симферополем. В городах Крыма им удавалось выступать с концертами. В это время произошло их знакомство с известным композитором Спендиаровым, который посвятил К. романс «К Армении» (К. по национальности — наполовину армянин). В октябре 1921 супруги отбыли в Италию, в Рим. Здесь они поступили в труппу театра «Русская ласточка», а в 1923 перебрались в Париж, где до 1926 работали в антрепризе М.Кузнецовой-Бенуа. Тогда же К. гастролировал в Барселоне, Загребе, Будапеште. В 1926 выдающийся певец приступил к деятельности режиссера: в Париже, в антрепризе А.Церетели «Русская опера» он поставил «Садко» Римского-Корсакова. В 1931 К. стал профессором Русской консерватории в Париже, позднее он перебрался в Белград, где Попова выступала на правах одной из ведущих солисток оперы. Здесь К. был режиссером и одно время директором оперного театра, прославился своими постановками «Севильского цирюльника» (1934) и «Князя Игоря» (1935). В эмиграции К. написал несколько исследований на музыкальные и театральные темы. Две из них сохранились в рукописях: «Альберт Лортцинг и его опера «Царь и плотник», «Спектакль Михаила Чехова». Скончался К. в возрасте всего лишь 50 лет, так и не сказав полностью своего слова в искусстве ни как певец, ни как режиссер, не имея в самые плодотворные для артиста оперы годы условий, необходимых для художника его масштаба. За свою недолгую артистическую карьеру К. создал несколько столь совершенных образов в русских и западных операх, что их следует признать классическими. Прежде всего это Евгений Онегин — наиболее точное воплощение замыслов Пушкина и Чайковского, что проявилось в каждой ноте, движении, черте внешнего облика. Благодаря драматическому дару К. созданные им лучшие роли следует поставить вровень с наивысшими актерскими достижениями Шаляпина. Таковы у К. роли Князя Елецкого в «Пиковой даме» и рассиниевского Фигаро. Эти шедевры вокально-сценического искусства были созданы артистом в возрасте всего 24-27 лет. К. записывался на пластинки русского отделения крупнейшей европейской компании «Gramophone» (марка «Пишущий амур») в Петербурге в 1913 и 1914. Записей немного — всего 10 фрагментов из опер и, дань времени — «Авиационная песня» композитора М.Якобсона. Большой удачей дореволюционной грамзаписи следует считать фонограммы четырех сцен из «Евгения Онегина» с участием К. Им записаны арии Князя Елецкого, Князя Игоря и Демона; Эпиталама Виндекса из «Нерона» А.Рубинштейна исполнена им в «классическом» стиле. С Е.Виттнгом К. записал дуэты — из «Кармен» и из «Мадам Баттерфлай». Записи К., несмотря на свою малочисленность, свидетельствуют о нем как об одном из лучших певцов России предреволюционного времени. Все они вошли в состав монографической пластинки, выпущенной фирмой «Мелодия» в 1986.

Исторический словарь