Имя
В библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:- Авраам (отец множества),- Бенони (сын скорби),- Вениамин (сын счастья),- Галгал (колесо, круг),- Иаков (держащий за пяту),- Исав (волосатый),- Мессия (Помазанный),- Мицпа (наблюдение),- Моисей (спасенный из воды),- Рама (высота) и т.д.В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным-охарактеризовал их (Быт 2.20).Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:- Гаал (непринятие, бунт),- Гедеон (срубающий), - Гоморра (потопление, погружение),- Давид (возлюбленный),- Дина (суд),- Евтих (удачливый),- Иаков (вытесняющий, выживающий),- Идифун (восхваляющий),- Исаак (он будет смеяться),- Ханаан (подвластный) и т.д.Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт 32.29, ср. Суд 13.17); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (ср. Ин 3.18).Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):Авимелех,аАмелсарАпарсыАсир,гАсор,вАфаримБаитБеф-МерхатБитронГагедолимГад,вГалменюхотГаммифкадГараккахимГармиГацорфийГоимГоренгаатадДагиДума,вЕмекИаревИекев-ЗивИеминийИесодИефер,гИзреель,дИосафата долинаИр-МелахИудияКедумимМанахаф,аМениМенухаМеоннимМефег-ГаамаМизгавМиллоМифоарМицпаМицфаМоре,аОвилРабсакРабсарисРегем-мелехСамгар-НевоСевинаСела-ГаммахлекофСиттим,бСоферийцыСур,бТавифаТартанФаруримФирия,аФихолХарашимаХенХозайхолм (см. также Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»).В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10.4 Иаван означает Грецию; Киттим-Кипр; Фарсис-далекие страны, Испанию; в Быт 10.6 Мицраим означает Египет; Ханаан-Палестину и т.д. (ср. Иез 27.13). Также и в Быт 25.2,13-14; 1Пар 1.13-15 (ср. народы древней Палестины).Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей-род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3 почти каждое имя-это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10-среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9.11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил,а). В Суд 8.2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка-Авиезером (Суд 6.11), а всех остальных израильтян-Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом-весь род человеческий.Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка-например, в 3Ц 15.6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а). по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1.59; 2.21), но в дальнейшем могло меняться (Руф 1.20; Иер 20.3; Ин 1.42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария-Озия, Ана-Мааха, Мемфивосфей-Мериббаал, Гедеон-Иероваал и т.д. можно восстановить (Руф 4.5,10), имя можно и изгладить (Пс 9.6; От 3.5). Словом имя, поэтому, в От 11.13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков. Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7.14; 8.8; 9.6; Иер 23.6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1.21). (См. Адонаи, Библия, Ваал,а; Мелех, сын, язык)
Исторический словарь