Шуба
Верхняя удлиненная одежда из меха или на меху. Различают крытые (с верхом из ткани) и нагольные (не покрытые тканью). Старинные русские шубы были широкими, просторными, отрезными по линии талии, с большим отложным воротником. Шубы шили с таким расчетом, чтобы их можно было надеть поверх кафтана или зипуна; например, санные шубы, предназначавшиеся для зимних поездок в санях. Нагольные шубы делали из распространенной и доступной всем шубной овчины; крытые заморским бархатом и шелком боярские шубы были на дорогом меху. Для шуб использовали мех лисиц и соболей, куниц и бобров, был и подешевле мех — из белки и зайца. Русская знать носила роскошные меховые Ш., которые были так богаты и нарядны, что на торжественных собраниях и даже царских приемах их не снимали, причем к ним надевали аршинные меховые горлатные шапки, опушенные черным соболем. Царская шуба украшалась бобровым или собольим воротником шириной в полметра. Современные шубы — пальто из натурального или искусственного меха.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
* * *
верхняя распашная мужская и женская одежда из меха или на меху, свободного покроя. Была известна еще в Древней Руси.
Шуба венгерская — длинная меховая накидка.
Шуба польская — с узким воротником, имела просторные рукава с меховыми обшлагами.
Шуба русская — была предметом гордости в Московской Руси; в ней оставались даже в комнате при гостях. Шилась только мехом внутрь, сверху покрывалась различными тканями, была массивной и длинной, спереди завязывалась шнурками. Рукава спускались почти до пола, спереди до локтя они имели прорези для продевания рук; большой отложной воротник и манжеты были меховые.
Шуба турская — в 15-17 вв. в Московской Руси парадная одежда носилась обычно внакидку. Была длинной со сравнительно короткими и широкими рукавами.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
* * *
(от араб. джубби— длинная и широкая суконная туника (см.) без рукавов)
верхняя зимняя одежда на вате или на меху. Древним германцам шубой служила шкура, которую заправляли под пояс, а лапы завязывали под подбородком. Потом две шкуры стали сшивать по бокам, и, наконец, к такому меховому изделию пришили рукава. Летом германцы носили шубу мехом наружу, а зимой — внутрь.
По-видимому, в средние века джубба могла быть завезена в Восточную Европу арабскими купцами, а, попав к русским, слово стало «шубой» (от «джуббы» произошли и польский «жупан», и русская «юбка»). Есть предположение, что «джубба» сначала стала немецким «шаубе» (Schaube) и лишь потом — русской «шубой». Не исключено, впрочем, что слово «шаубе» произошло от славянской «шубы».
Немецкая шуба XIV–XV веков — шаубе — представляла собой широкую несколько ниже колен теплую одежду с большим меховым воротником.
Русская длиннополая шуба, первые упоминания о которой относятся к XV веку, скорее всего, восточного происхождения. Ее кафтанный тип не вызывает сомнений.
До реформ Петра I шубы шили только мехом внутрь. По покрою различали шубы русские, обязательно с меховым отложным воротником; турские — с широкими (на турецкий манер) рукавами, иногда двойными; польские — с узким воротником и застежкой у шеи.
Шубы «были самым нарядным платьем для русского… Случалось, что русские не только выходили в шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы выказать свое богатство» (Н. И. Костомаров — русский и украинский историк, писатель, (1817–1885). Шубы были собольи, куньи, беличьи, лисьи; у крестьян — овчинные или (редко) заячьи. Их крыли тканью или они были нагольные.
Овчинная шуба — древний символ семейного счастья и благополучия, недаром столь велика ее роль в старинных русских свадебных обрядах. Молодых усаживали на шубу, которую расстилали на полу в красном углу, приговаривая: «Шуба тепла и мохната, жить вам тепло и богато!» Затем шубу укладывали в санях и отправляли молодых под венец. Свекор и свекровь встречали молодых в доме жениха, надев шубы мехом наружу. У русских считалось грехом застегивать шубу (кафтан) на правую сторону.
Великокняжеский и царский гардероб XV–XVII веков изобиловал шубами — для выезда, приемов, свадеб. На пиру царь бывал в столовой шубе из беличьего меха, крытой белым аксамитом восточной работы; белый цвет означал царское расположение к гостям.
Истекая потом, изнемогая от жары, царь и бояре по многу часов проводили на приемах и за пиршественным столом, а ведь под шубой было еще множество одежд, которые к тому же были «так тяжелы, как можно носить».
(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)
Энциклопедия моды и одежды