Ферязь
(тур.) — старинная русская мужская и женская распашная одежда, неширокая, без воротника и перехвата в поясе, длиной до лодыжек, с узкими рукавами или без них; застегивалась посредине груди на пуговицы с накладными петлями, могла быть на завязках. Зимние ферязи, на меху, надевались под кафтаны. В Москве 14-16 вв. княжеская, боярская, царская одежда из узорных тканей с кружевом. Долго бытовала в народной одежде (из простых материалов) и в одежде стрельцов.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
* * *
старинная русская распашная (мужская и женская) неширокая одежда без воротника и перехвата в талии, длиной до лодыжек. Мужская Ф. всегда была с длинными узкими рукавами, женская — с рукавами или без рукавов. Застегивалась на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. Зимние Ф. на меху надевали поверх кафтана или летника.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
* * *
(от тур. фередже)
верхняя одежда допетровского времени «длиною почти до лодыжек, без перехвата (без талии. — К. Б.) и воротника, с длинными, суживающимися к запястию рукавами, напереди застегивалась пуговицами (от 3 до 10) с длинными петлицами, или схватывалась завязками» (П. Савваитов).
По краям ферязи отделывали узорчатыми нашивками — круживом (см.), иногда в два ряда. Шили ферязи из бумажных, шелковых тканей, сукна, бархата и парчи. Комнатные и летние ферязи (холодные) делали на тканой подкладке, зимние (теплые) — на меху, часто на лисьем или собольем.
Надевали ферязь поверх кафтана, а безрукавные ферязи зимой носили под кафтаном.
Посадские и мелкий торговый люд надевали ферязь прямо на рубаху.
Ферязи простого люда были светлыми, цвета овечьей шерсти, иногда белыми или синими, так как кубовая окраска была прочнее.
Прототипом ферязи можно считать турецкую одежду фередже: у женщин — длинное платье с широкими рукавами и свисающим воротником, а у мужчин — платье типа подрясника.
«Древности Российского государства» (М., 1851. Отд. IV) сообщают, что в ризнице Троице-Сергиевой лавры «между разными достопамятностями» хранится ферязь царя Ивана Васильевича. Сшита она была из шелка желтоватого или палевого цвета, подложенного голубою тафтой (гладкой, тонкой шелковой тканью); испод на полвершка подпушен белой тафтой; узенький татарского покроя воротник прострочен; вся ферязь стегана полосами. Завязывалась на четыре шелковых шнура с кистями.
Обычай сохранять в церквах одежды великих князей заведен на Руси с древних времен, о чем есть свидетельства летописцев. В праздники драгоценные одежды эти выставлялись на всеобщее обозрение.
Одежды почивших в бозе государей отдавались в Архангельский собор в Москве — ими в старину покрывали царские гробы.
Троице-Сергиевому монастырю Иван Грозный оставил свою ферязь, возможно, по той причине, что здесь его крестили («принят был от святой купели»).
(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)
Энциклопедия моды и одежды