Парик
(нем., франц.) — накладные волосы, нашитые на основу, обычно матерчатую. Парики известны с древних времен. Их делали из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в различные тона Форма и размеры парика указывали на социальное положение их владельца. У фараона парики были большими, знатные вельможи иногда надевали несколько париков одновременно.
В Древнем Риме особенно ценились парики, изготовленные из светлых волос захваченных в плен тевтонов. Что касается окраски, римская знать предпочитала золотое напыление.
Существовало бесконечное количество вариантов париков, регламентированных по рангам и сословиям блюстителями моды и нравов. Культ прически достиг своей вершины во времена маркизы де Помпадур (1721-1764) и королевы Марии-Антуанетты (1755-1793).
Прически на париках менялись, стали делать завивку, но если в древние времена пряди наматывались на палочки, обмазывались грязью, которая, высохнув, отваливалась, то в 1872 г. француз Марсель Грато изобрел приспособление для завивки волос.
Парик «алонж» (от франц. «удлинять») — появился впервые во времена правления Людовика XIV (1638-1715): мужской парик из длинных волос, завитых в локоны, ниспадающие на плечи. До сих пор такой парик носят английские судьи.
Парик а-ля Кадене — в 17в. получил название по имени господина де Кадене, который, будучи в гостях у мадам де Морель, заснул прямо в гостиной. В это время дочери хозяйки тихо подкрались к нему и развлекались тем, что заплетали ленты в его локоны. Новая прическа привела в восторг хозяйку и ее гостей, господин де Кадене сделал вид, что так и было задумано специально, и стал автором моды, которая распространилась во Франции, Англии, Германии Голландии.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
* * *
(франц. perruque)
искусственный головной покров из чужих волос или иных материалов. «Накладной волос во всю голову» (В. И. Даль).
Парики известны со времен древнейших цивилизаций Ассирии, Вавилонии, шумеров, Древнего Египта, Греции, Древнего Рима.
У древних римлян парик (по-латыни parruca) был чем-то вроде современного шиньона. Особенно ценились парики из белокурых и рыжих волос германских рабынь.
В период раннего средневековья о париках как будто бы забыли. И только со времен готики интерес к ним возрождается. К концу XVI – началу XVII веков парики начинают определять облик европейцев — прежде всего аристократии и состоятельных граждан. С середины XVII века парик — некий атрибут знатности.
Первый пышный парик был заказан куаферам неким аббатом Ривера в 1620 году. Это были еще громоздкие и неудобные изделия.
За дело взялся лейб-медик короля Людовика XIII (1610–1643) Эрве. Маленькие шапочки он обтянул тончайшей шелковой сеткой, к которой прикреплялись волосы.
Парикмахеры проявили себя новаторами, применив для завивки париков горячий пар. что было открытием XVII века.
Кончилась Тридцатилетняя война (1618–1648), и двор в Версале снова втянулся в жизнь, полную дорогостоящих забав. Штат придворных парикмахеров возрос с 50 до 5000 человек, а с 1673 года начал свое существование цех парикмахеров в Париже.
Людовик XIV какое-то время довольствовался простым париком, но осознав свое всеевропейское величие, перешел на «гриву» и «пудель». И в качестве апофеоза куафер Бннет соорудил ему из белокурых волос грандиозный аллонжевый парик (см.) «гранд инфолио».
Такой парик состоял из многих рядов крупных локонов, надо лбом возвышались тупеи, а на грудь и спину (до поясницы) спускались бриды.
Фабрикация искусственных шевелюр достигла расцвета. Со всех концов Европы, в том числе из России, во Францию поступают заказы на парики, ставшие выгодной статьей экспорта: большой аллонжевый парик из белокурых женских волос стоил до 3 тысяч экю. Для изготовления таких париков заказывались белокурые женские косы из Фландрии и Бретани. Но указом короля придворным запрещалось обзаводиться париками из белокурых волос — они были привилегией королевской семьи.
Страсть к регламентации распространилась и на парики. Служителям культа предписан был круглый небольшой «аббатский» парик; юристам, судьям — «испанский»; третьему сословию — небольшие с тремя бридами; военные носили «бригадирский» парик, который сзади завязывали бантом; сановным лицам определялись большие четырехугольные парики.
Дворцовый этикет обязывал придворных дам иметь несколько париков — каштановый, черный, серый и даже белый. Народ обходился париками из овечьей шерсти, морской травы, конских хвостов, волокон проса и кукурузы.
Чтобы как-то осветлить темные парики, многие обильно посыпали их пудрой, мукой или каолином.
Европейские монархи следовали примеру Парижа. Прусский король Фридрих I (1657–1713) выписывал парики из Парижа, а потом, как гласит молва, втридорога продавал их своим придворным. Но и сам Фридрих изобрел новые прически, а заодно и налог на парикмахеров. Фридриха называют автором мужской прически с хвостом и буклями на висках, но из собственных волос. Мода на такую прическу стала всеевропейской, не обойдя и Россию.
Павел I ввел в русской армии парик с косичкой — по прусскому образцу, а немецкие студенты в 1817 году сожгли такой парик на Вартбургской горе, решительно протестуя против жандармского засилия в университетах.
Новое рождение париков (в основном дамских) приходится на начало 1960-х годов. Мода на этот раз имела американскую прописку. Инициаторами стали крупные универмаги. Импозантные модели, масштабная реклама помогли заокеанским парикам довольно быстро завоевать и Европу.
(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)
Энциклопедия моды и одежды