Митра
(от греч. mitra — головная повязка) — высокий с круглым верхом позолоченный и украшенный религиозными эмблемами головной убор высшего духовенства и заслуженных православных и католических священников, надеваемый при полном церковном облачении (преимущественно на время богослужения).
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
* * *
(от греч. митра — головная повязка)
высокая округлая шапка из парчи, бархата, украшенная драгоценными камнями, жемчугом, бисером, эмалями; головной убор епископов и заслуженных священников в православной церкви, надеваемый во время богослужения. У митрополитов — с крестом наверху. У католиков митра (инфула, см.) — литургический головной убор римского папы, кардиналов и епископов.
Митру называют венцом славы. По церковному преданию Иоанн Богослов (автор одного из Евангелий и Апокалипсиса) и Иаков, «брат Господень», как священники Христа, носили на голове повязку с золотой дощечкой. Видимо, в подражание ветхозаветному Аарону, родоначальнику первосвященников.
У древних римлян митрой называли женский чепчик из плотной ткани, у которого сзади образовывалось нечто вроде кармана для волос. Грекам митрой служила широкая повязка; на затылке ее завязывали узлом со свободно ниспадающими концами.
С VI века митру стали украшать вышивками и священными символами. Она все больше походила на царскую корону: ей надлежало создать образ Царя-Христа и вместе с тем символизировать терновый венец Спасителя, напоминая о том сударе (повязке), в котором Он был погребен.
Русские святители, начиная со св. Мефодия (IX век), довольствовались простыми клобуками с тремя воскрылиями (покрывалами). В XV веке русские архиереи носили высокие конусообразные, отороченные мехом, шапки, наподобие княжеских, но украшенные на церковный лад. Современную форму митра священников приобрела в XVIII–XIX веках.
Круг «митроносцев» постепенно расширялся. Московский собор 1667 года решил жаловать митру и архимандритам (настоятелям монастырей). А 130 лет спустя Павел I определил {9}, что и протоиереи {10}, особенно заслуженные, могли награждаться митрой.
Митру возлагают на голову архиерея перед богослужением со словами: «Положи, Господи, на главу твою венец и от камней драгих, живота просил еси, и даст ти долготу дней, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Православная церковь уподобляет митру золотому брачному венцу, которым будут венчаться «праведники в Царстве Небесном на брачном пире сочетания Христа с Церковью».
(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)
Энциклопедия моды и одежды