Венок
(лат. corona)
имеет минимум три значения: венок, венец, гирлянда. Изготавливались венки из листьев со стеблями и ягодами, из цветов, серебра и золота, различных трав, шерсти и пр. Их носили как украшение и знак отличия, но не в качестве короны в ее современном понимании. Этой цели служила диадема (diadema).
Венки украшали головы полководцев, победителей спортивных игр, участников пиров и жертвоприношений, ораторов, жрецов, сановников.
Греки, например, встречались за пиршеством в венках из мирта, фиалок, роз и листьев серебристого тополя, ветвей плюща.
Определенными растениями в венке обозначались род занятий, общественное положение, сан. Архон, представитель высшей выборной должности в древних Афинах, являлся к народу в миртовом венке. Храбрый воин мог рассчитывать на венок из дубовых или оливковых листьев. Победившего в играх и знаменитого актера ждали венки из лавра, плюща, сосны, маслины и золота (или позолоченные). Сановнику и оратору венок гарантировал неприкосновенность.
Были у древних также венки позора: на доносчиков и обманщиков надевали венки из аканта (травянистого растения), на прелюбодеев — из овечьей шерсти.
Жрецам надлежало носить венки из растений, посвященных их богам. Прославленного поэта увенчивали лавровым венком. Слово «лауреат» произошло от латинского laurea, обозначающего лавровое дерево. Laureatus в переводе с латинского — увенчанный лаврами. Во времена Римской империи лавр символизировал мощь, победу и мир. Лавровый венок триумфатора жертвовался храму Юпитера на Капитолийском холме (кстати, в Древнем Риме в отличие от Древней Греции юношам носить венки запрещалось).
Даже пленного, проданного в рабство, отличали венком: отсюда выражение sub corona venire — продать в рабство. Обреченный на смерть отправлялся к месту казни в мученическом венке corona fidei.
Перед тем, как надеть венок, голову повязывали шерстяной лентой. Древние римляне завели строжайшую регламентацию по части награждения венками, кроме того, венок или венец не должны были оставлять никакого сомнения относительно того, за что они получены.
Тому, кто первым врывался в неприятельский лагерь или выбегал на вал вражеского укрепления, надевали обруч с украшением в виде забора — corona castrensis (vollaris). Взобравшийся первым на стену осажденной крепости получал corona muralis с украшением в виде зубцов крепостной стены.
Другой венок — corona classica, украшенный миниатюрными носами (рострами) кораблей, возлагали на героя, отважившегося первым ступить на борт неприятельского корабля. Иначе его называли corona rostrata.
От Тита Ливия (59 год до н. э. – 17 год н. э.) мы узнаем о венке corona obsidionalis, которым удостаивался освободивший город (лагерь) от неприятельской осады.
Высшей наградой считался венок из дубовых листьев — corona civica (querna), им награждали за спасение жизни соотечественника на войне и вывешивали на дверях дома, где жил спасенный.
Триумфатор въезжал в Рим, увенчанный золотым венком, составлявшим часть его наряда вместе с расшитой тогой (см., toga picta), туникой (см.) с пальмовыми узорами (tunica palmeto) и жезлом, отделанным слоновой костью (scipio oberneus).
Триумфатора награждали одним из трех венков. Во-первых, лавровым венком из ягод, какой венчает Антония (если судить по его изваянию), полководца, верного сподвижника Юлия Цезаря, погубленного, как известно, своей пылкой привязанностью к Клеопатре.
Другой венок триумфатора — тоже лавровый и золотой — не надевали на голову, а держали над ней особые чиновники, когда тот ехал в своей триумфальной повозке. Так изображен император Тит (39–81) на триумфальной арке в честь взятия и разрушения Иерусалима — с той лишь разницей, что венок над его головой держит крылатая богиня Виктория, всего лишь поэтический образ упомянутых выше чиновников.
И наконец, это мог быть золотой «провинциальный» венок (corona ргоvincialis) полководца, который, как и все другие подношения, он получал из многочисленных провинций Римской империи.
Малый триумф (ovatio) отмечался в более скромном венке из мирта (corona ovalis).
На дверях дома, где родился ребенок, древние римляне вывешивали венок из лавра или петрушки (corona natalica). До недавнего времени подобный обычай существовал у голландцев.
Во время праздничных пиршеств головы украшали венками из цветов (corona pactilis). Члены жреческих коллегий «плясунов» (salier). посвященные богу Марсу, проводили свои праздники в венках из бутонов роз без стеблей (corona sutilis). Сохранился каменный барельеф, где в таком венке предстает императрица.
И у греков, и у римлян во время домашних праздников было принято надевать на шею и грудь гирлянды из цветов, о чем поведали миру Овидий и Цицерон. Такая гирлянда называлась corona longa.
Античных богов или обожествленных героев изображали в corona radiata, т. е. лучистых венках. Не устояли перед искушением надеть на свои головы такие венки и римские императоры. Именно в этом венке изображен божественный Август на гемме, хранящейся в собрании герцогов Мальборо.
(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)
см. Венец.
Энциклопедия моды и одежды