точность
ТОЧНОСТЬ — одно из понятий гносеологии, логики и методологии науки, характеризующее степень (меру) соответствия научного знания реальности и особенности его организации, регулирующее процессы воспроизведения объекта в рамках научной теории. Т. — свойство, находящееся в тесной взаимосвязи с истинностью. Существуют различные виды Т., специфика которых обусловливается объектами и методами исследования: метрическая, логико-математическая и гносеологическая Т. Метрическая Т. — знание об исследуемых объектах теории, сформулированное с использованием языка чисел и др. количественных соотношений, задаваемых посредством счета и измерения. Метрическая Т. на каждом этапе развития науки является конечной. Вместе с тем существует возможность повышения этой Т. по мере улучшения измерительной техники, причем выход на качественно новый уровень Т. измерения, как правило, носит гносеологический смысл, позволяя выявить ограниченность старой теории. Логико-математическая Т. характеризует механизм обеспечения и сохранения Т. знания, что достигается посредством построения научной теории в таком виде, когда ее структурные компоненты (исходные понятия, образуемые из них выражения и т.д.) задаются исчерпывающим и строго однозначным способом, допускающим применение к ним единообразных (алгоритмических) правил оперирования. Важнейшим логическим средством уточнения знания являются операции определения вводимых в теорию понятий, аксиоматизация (см. Аксиоматический метод) и формализация теории. Гносеологическая Т. — мера (степень) истинности знания, оцениваемая с качественной точки зрения с помощью концептуальных средств, характеризующих конкретность истины: границы применимости теории, область адекватности теории, принципы соответствия, интервал абстракции и др. Т. теории, с гносеологической точки зрения, всегда связана с некоторой задаваемой структурой бытия областью (интервалом) ее адекватности (напр., область адекватности классической механики — мир макротел, движущихся с малой, по сравнению, со светом скоростью). В рамках интервала адекватности теории формируемые ею законы отражают действительность не приблизительно, а точно. Если теория прошла проверку на практике и к тому же обладает предсказательной и объяснительной силой, то мы можем утверждать, что она является объективной истиной и что существует особая область реальности, которая вполне адекватно отражается ею, и в этом смысле можно считать, что данная теория является точной. Гносеологическая Т. (подобно метрической) может быть большей или меньшей, но обнаруживается это лишь при сравнении ряда теорий (относящихся к одной предметной области), из которых одна является обобщением др. (напр., классическая механика и теория относительности). Т. знания — необходимая предпосылка достижения истины. Стремление к совершенствованию измерительной техники и формальных средств описания к Т. и однозначности используемых понятий никогда не было в науке самоцелью. В конечном счете, Т. всегда была важным средством, обеспечивающим большую адекватность отражения реальности, прирост нового знания. Так, уточнение и переосмысление понятий «инерция», «скорость» позволило Г. Галилею заложить основы классической механики, а уточнение понятий «одновременность событий», «абсолютное время» — А. Эйнштейну создать специальную теорию относительности. Еще более отчетливо творческая роль методов уточнения знания проявляется в развитии дедуктивных наук. Напр., уточнение понятия «доказательства» открыло путь к созданию нового раздела математики — метаматематики, стимулировало разработку целого спектра новых (неклассических) методов доказательства в математике и логике. Т. знания не может быть абсолютной, она исторически изменчива и относительна. Даже в формализованных теориях (т.е. в тех концептуальных построениях, в которых достигнут наивысший для современного познания уровень Т. и строгости) методы, лежащие в основе уточнения научного знания, обнаружили свою внутреннюю ограниченность. Во-первых, любая самая далеко продвинутая экспликация понятий невозможна без опоры на весьма нечеткие, размытые понятия естественного языка. Во-вторых, достаточно богатые формализованные теории, будучи точными, оказываются не вполне адекватными, т.к. в них нельзя получить все содержательно истинные предложения формализуемой теории. Рост научного знания осуществляется через взаимодействие точных и неточных, формальных и содержательных методов и средств исследования. Проблема Т. знания привлекала внимание на протяжении всей истории философской мысли. Первоначальный этап ее разработки связан с именами Пифагора, Платона, Аристотеля и Евклида — проблема дефиниций, кодификация правил логического вывода и доказательства, начало аксиоматического обоснования геометрии. Существенный шаг в осмыслении гносеологической природы Т. знания был осуществлен в рамках классического рационализма (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и др.) с его методологической установкой на представление всего мыслимого познавательного содержания в четких, ясных и очевидных для каждого понятиях. Некоторые направления современной философской мысли продолжают и развивают (особенно в том, что касается математического и логического инструментария повышения Т. знания) традиции античного и классического рационализма; др., напротив, исходят из принципиальной нереализуемости самой этой мировоззренческо-методологической установки.
В.И. Кураге
Энциклопедия эпистемологии и философии науки