Большая советская энциклопедия

Примитивизм

Примитиви́зм

(от Примитив)

в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение П. как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. П. исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими», и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 — 20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто — с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, П. по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и «няби», представителей Фовизма, Кубизма, парижской школы (См. Парижская школа) и Дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России — участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком П. был А. В. Шевченко).

Термин «П.» часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 — 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная «бабушка Мозес», в США и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях.

Лит.: Goldwater R. J., Primitivism in modern painting, N, Y. — L., 1938.

Примитивизм. И. Генералич. «Похороны Штефа Халачека». 1934. Современная галерея Югославской академии наук и искусств. Загреб.

Примитивизм. Н. Пиросманашвили. «Кутёж пяти торговцев». 1909. Музей искусств Грузинской СССР. Тбилиси.

Примитивизм. А. Руссо. Автопортрет. 1890—96. Национальная галерея. Прага.

Примитивизм. Х. Пиппин. «Джона Брауна везут на казнь». 1942. Пенсильванская академия изящных искусств. Филадельфия. Фрагмент.

Примитивизм. П. Пикассо. «Танцовщица». 1907—08. Частное собрание.

Примитивизм. М. Ф. Ларионов. «Офицерский парикмахер». 1909. Частное собрание.

Примитивизм. П. Клее. «Акробатический номер». 1923. Частное собрание.

Примитивизм. П. Гоген. «Жёлтый Христос». 1889. Галерея Олбрайта. Буффало.

Большая советская энциклопедия

Значения в других словарях

  1. примитивизм — -а, м. 1. Упрощенный подход к какому-л. явлению. 2. Направление в изобразительном искусстве конца 19—20 вв., представители которого намеренно опрощают изобразительные средства и обращаются к художественным формам примитива (во 2 знач.).  Малый академический словарь
  2. ПРИМИТИВИЗМ — ПРИМИТИВИЗМ (от лат. primiti-vus — первый, самый ранний) — англ. primitivism; нем. Primitivismus/ Primitivitat. 1. Упрощенный подход к сложным вопросам. 2. В искусстве — подражание примитиву, нарочитый возврат к примитивным формам.  Социологический словарь
  3. примитивизм — Примитив/и́зм/.  Морфемно-орфографический словарь
  4. примитивизм — орф. примитивизм, -а  Орфографический словарь Лопатина
  5. примитивизм — ПРИМИТИВИЗМ а,м. primitivisme m. 1. Несложность по устройству, по технике исполнения. БАС-1. Читаю "Айвенго" — сюжетная сделанность, примитивизм, в отдельных местах — подлинные вспышки страсти. Вишенвский Лениград, 21 июля 1942.  Словарь галлицизмов русского языка
  6. Примитивизм — (от примитив) в изобразительном искусстве конца XIX — XX вв., сознательное, программное опрощение художественных средств и обращение к формам так называемого примитива — произведения первобытного, средневекового, народного искусства, детского творчества.  Художественная энциклопедия
  7. примитивизм — ПРИМИТИВИЗМ, а, м. 1. Упрощённый подход к сложным вопросам (книжн.). 2. В изобразительном искусстве: использование форм первобытного искусства, примитивных стилей. | прил. примитивистский, ая, ое.  Толковый словарь Ожегова
  8. примитивизм — ПРИМИТИВ’ИЗМ, примитивизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. primitivus — первоначальный, первобытный). 1. Направление в искусстве, использующее в создании художественного образа приемы первобытного искусства, формы ранних, неразвитых стилей (иск.). 2. Упрощенный подход к сложным вопросам.  Толковый словарь Ушакова
  9. примитивизм — ПРИМИТИВИЗМ -а; м. 1. Книжн. Упрощённый подход к сложным вопросам, явлениям. Опасность примитивизма. П. в политике. 2. Направление в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв.  Толковый словарь Кузнецова
  10. примитивизм — Примитивизма, мн. нет, м. [от лат. primitivus – первоначальный, первобытный]. 1. Направление в искусстве, использующее в создании художественного образа приемы первобытного искусства, формы ранних, неразвитых стилей (искус.). 2. Упрощенный подход к сложным вопросам.  Большой словарь иностранных слов
  11. ПРИМИТИВИЗМ — ПРИМИТИВИЗМ — совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом 20 в.) — опирающихся на архаические, "примитивные" формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки...  Большой энциклопедический словарь
  12. примитивизм — примитивизм м. 1. Несложность по устройству, по технике исполнения. 2. Упрощенный подход к сложным вопросам. 3. Направление в искусстве, использующее в создании художественного образа приемы первобытного искусства, формы ранних неразвитых стилей.  Толковый словарь Ефремовой