Большая биографическая энциклопедия

Станиславский, Константин Сергеевич

Станиславский, Константин Сергеевич

(сценический псевдоним Константина Сергеевича Алексеева) — один из самых крупных и оригинальных деятелей современного русского театра. Род. в Москве 5 января 1863 г., в известной купеческой семье Алексеевых. Мать С. была француженка, бабушка с материнской стороны — известная в свое время артистка в Париже. Образование С. получил в Лазаревском институте восточных языков. Участвуя в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился пению у Комиссаржевского, вместе с которым и с Федотовым (см.) основал в Москве "Общество искусства и литературы". Вскоре он сделался режиссером спектаклей, устраивавшихся этим обществом. Здесь вырабатывались принципы такого театра, в котором не только передавалась бы предметная обстановка, соответствующая каждой пьесе, но воссоздавалась бы атмосфера жизни. В 1898 г. С., вместе с драматургом Влад. Ив. Немировичем-Данченко, основал Московский Художественный Театр. Артисты, вошедшие в состав театра, принадлежали к числу любителей, членов общества искусства и литературы, уже работавших под руководством С., а также к числу учеников Немировича-Данченко. Новый театр открылся пьесой А. Толстого "Царь Феодор". Первые два года успех его был очень средний. Новая эпоха для М. X. Т. началась в 1900 г., после того, как вся труппа побывала в Севастополе и Ялте, главным образом для того, чтобы познакомить со своим делом больного в то время Чехова. Сотрудничество театра Немировича-Данченко и С. с Чеховым и Горьким определило дальнейший его характер. Он совершил ряд триумфальных поездок в Петербург; успех его в Германии и Австрии превзошел ожидания. Немецкая печать ставила артистов театра на высоту первого ансамбля в Европе и главным образом восхваляла руководителя театра, В. И. Немировича-Данченко и талант режиссера, С. Лучшие современные драматурги в Западной Европе — Метерлинк, Гауптман и др. — присылают свои пьесы в рукописях в М. X. Т., считая его постановки образцовыми. Такова история театра, созданная совместной творческой работой его художественных руководителей Немировича-Данченко и С. Его понимание сценического искусства связано с реалистическим театром, каков, напр., театр Антуана в Париже или Deutsches Theater в Берлине. Стремление создать иллюзию живой действительности доведено в театре С. до идеального совершенства. Дом, в котором происходит действие, весь живет; художник-режиссер восполняет автора. Сцена в постановках С. совершенно отделена от зрительного зала в том смысле, что абсолютно избегаются эффекты, обращенные к публике. Режиссерская работа не ограничена текстом пьесы, а дополняет жизнь действующего лица в промежутках между его репликами и за сценой. Особенность постановок С. и заключается в этой закулисной жизни. Разработка деталей доведена до такой полноты, что враги С. и созданного им театра в своем отстаивании старой условности и сценической рутины сводят все новаторство С. к "сверчкам и паутине" в чеховских драмах. Это совершенно неверно. С. — прежде всего художник, чутко понимающий символизм обиходных подробностей, воплощающих для глаз и для слуха душевные состояния людей. Важно не то, что он дает много подробностей, а то, что он выделяет самые характерные из них и тем самым переносит зрителей в изображаемую среду. Он выходит за пределы реалистического театра и создает интимный театр настроений. Его постановки — вовсе не "протоколы" в духе натурализма, а художественные воплощения духовной атмосферы драм. Огромное достоинство С. заключается и в умении вдохновлять артистов, объединять их общим пониманием, благодаря чему получается стройное исполнение, в котором нет иерархического разделения на главные и второстепенные роли. Защитники старого, условного театра упрекают С. в уничтожении самобытности актеров, но упрек этот опровергается фактически: театр С. дал сцене первоклассных артистов, какими и у нас, и за границей признают Качалова,. Москвина, Книппер и др. Вместе с тем С. умеет вдохнуть жизнь в исполнителей даже самых маленьких ролей, и вот эта творческая работа над актерской толпой и служит полемическим ма териалом для врагов М. X. театра. С наибольшим совершенством режиссерский талант С. выразился в постановках Чехова и отчасти Горького. Московский художественный театр — преимущественно чеховский театр, создавший на русской сцене целый мир, где царит нежность и грусть. В той же гамме интимности, связанной с одухотворенным реализмом, идут "Дикая утка" и "Доктор Штокман" Ибсена, "Михаил Крамер" Гауптмана. Как актер, С. обнаруживает сильно выраженную индивидуальность. Далеко не все роли одинаково удаются ему. Героизм Шекспира не находит отклика в его художественном темпераменте; его Брут в "Юлии Цезаре" далеко не удовлетворяет. Он весь — в колеблющихся оттенках нового искусства; его сила — в умении изображать скрытый душевный мир; его лучшая роль — доктор Астров в "Дяде Ване" Чехова. Вся красота чеховского мира, в котором цинизм — только маска оскорбленной жизнью нежности, воссоздана здесь С. с неподражаемой художественностью. Другая сторона его таланта — уменье рисовать с мельчайшими житейскими подробностями психологию человека, — сказывается в его "Докторе Штокмане"; он превращает внешний недостаток Штокмана — его близорукость — в символизацию его внутреннего мира и создает с покоряющей убедительностью образ наивного идеалиста. Из множества других ролей С. наиболее выделяется Вершинин в "Трех сестрах", Крамер в пьесе Гауптмана, Сатин в пьесе Горького: "На Дне".

Зин. Венгерова.

{Брокгауз}

Станиславский, Константин Сергеевич

(Алексеев). Р(Струмилло-Петрашкевич)од. 1863, ум. 1938. Режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Автор знаменитой "системы Станиславского" (техники органичного перевоплощения в образ). Оказал заметное влияние на мировой театр. Дебютировал как актер, на любительской сцене (1877). В 1898 г. совместно с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Сыграл Тригорина ("Чайка", 1898), Вершинина ("Три сестры", 1901), Гаева ("Вишневый сад", 1904), Сатина ("На дне", 1902), Ракитина ("Месяц в деревне", 1909) и др. Поставил "Синюю птицу" Мориса Метерлинка (1908, с Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным), "Хозяйку гостиницы" К. Гольдони (1914), "Горячее сердце" А. Н. Островского (1926) и др. В 1918 г. возглавил Оперную студию Большого театра (позднее Оперный театр имени Станиславского). Почетный действительный член АН СССР (1925), почетный действительный член РАН (с 1917). Народный артист СССР (1936).

Большая биографическая энциклопедия