пророк
Прор’ок — глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк — не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (·срн. Исх.7:1 -2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт.20:7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом.
В Писании упомянуты по именам следующие пророки:
Аарон (Исх.7:1),
Аввакум (Авв.1:1),
Авдий (не назван пророком),
Авраам (Быт.20:7),
Агав (Деян.21:10),
Агей (Езд.5:1 ; Агг.1:1),
Адда (2Пар.12:15 ; 2Пар.13:22),
Азария (2Пар.15:1) (не назван пророком),
Амос (Ам.7:14) («не пророк и не сын пророка»),
Ананий (2Пар.16:7) (прозорливец),
Анания (Иер.28:1) (лжепророк),
Асаф (2Пар.29:30) (прозорливец),
Ахав (Иер.29:21) (лжепророк),
Ахия (3Цар.11:29),
Валаам (2Пет.2:15 -16) (лжепророк),
Вариисус (Деян.13:6) (лжепророк),
Варнава (Деян.13:1) (пророк и учитель),
Гад (1Цар.22:5),
Давид (не назван пророком),
Даниил (Мат.24:15),
Елдад (Чис.11:26) (не назван пророком),
Елиезер (2Пар.20:37) (не назван пророком),
Елисей (4Цар.6:12),
Еман (1Пар.25:5) (прозорливец),
Енох (Иуд.1:14) (не назван пророком),
Захария (Езд.5:1),
Идифун (2Пар.35:15) (прозорливец),
Иезекииль (священник — Иез.1:3),
Иеремия (Иер.28:5 ; Мат.2:17) (из священников — Иер.1:1),
Ииуй (2Пар.19:2) или Иуй (3Цар.16:12),
Илия (3Цар.18:36),
Иоанн (Лук.7:28),
Иозиил (2Пар.20:14) (левит, пророком не назван),
Иоиль (2Пар.9:29) (прозорливец),
Иоиль (Деян.2:16),
Иона (4Цар.14:25 ; Мат.12:39),
Исаия (4Цар.20:1 ; Мат.3:3),
Иуда (Деян.15:32),
Луций (Деян.13:1) (пророк и учитель),
Малахия (пророком не назван),
Манаил (Деян.13:1) (пророк и учитель),
Михей (3Цар.22:7 ,8,19) (пророком не назван),
Михей (Иер.26:18 ; Мих.1:1) (пророком не назван),
Модад (Чис.11:26) (пророком не назван),
Моисей (Втор.18:15 ; Втор.34:10),
Наум (пророком не назван),
Нафан (2Цар.7:2),
Одед (2Пар.28:9),
Осия (пророком не назван),
Савл (Деян.13:1) (пророк и учитель),
Самей (2Пар.12:5),
Самуил (1Цар.3:20 ; Деян.13:20),
Саул (1Цар.10:11) («во пророках», см. пророчествовать),
Седекия (Иер.29:21) (лжепророк),
Сила (Деян.15:32),
Симеон (Деян.13:1) (пророк и учитель),
Софония (пророком не назван),
Урия (Иер.26:20) (пророком не назван),
Хозай (2Пар.33:19) (пророком не назван),
Шемаия (Иер.29:31 -32) (лжепророк).
Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:
пророк (Чис.12:6) (Суд.6:8) (2Пар.25:15),
один пророк (3Цар.13:11) (3Цар.20:13) (3Цар.20:25 ,38,41),
два пророка (Отк.16:3 ,10),
пророки (4Цар.23:2),
некоторые пророки (Деян.13:1),
прочие пророки (Неем.6:14) (лжепророки),
человек Божий (1Цар.2:27) (3Цар.13:1) (3Цар.20:28) (2Пар.25:7),
сыны пророков (3Цар.20:35 ; 4Цар.2:3 ,5),
50 сынов пророческих (4Цар.2:7),
100 пророков (3Цар.18:13),
400 пророков (2Пар.18:5) (лжепророки),
сонм пророков (1Цар.10:5),
весь израильский народ (патриархи) (1Пар.16:22).
Пророками также названы в 3Цар.18:19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).
Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4Цар.17:13). Бог в древности всегда говорил через пророков (Евр.1:1), но их пророчества всегда имели как бы два плана — ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Иоан.5:39 ; Отк.19:10) и наиболее ясно — самые великие пророки еврейского народа (Пс.21:2 ,17-19; ·Ис.9; 53; Иер.23:5 -6; Иер.31:31 -34; Иез.34:23 -24; Дан.9:25).
В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шестнадцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» (Мат.22:40 ; Рим.3:21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества — до Иоанна (Мат.11:13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1Цар.19:20), в Вефиле (4Цар.2:3), в Иерихоне (4Цар.2:5), в Галгале (4Цар.4:38) и в других местах (4Цар.6:1 -2), ученики которых назывались сынами пророческими (4Цар.4:1).
Ныне Бог говорит в Сыне Своем (Евр.1:2), который назван Пророком из Назарета (Мат.21:11) и Пророком, Которому должно придти в мир (Иоан.6:14 ; Деян.3:22 -24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес.2:15 ; Отк.22:9). (см. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)
Полный и подробный словарь к русской канонической Библии