Собака
У древних Египтян собаки, равно как и кошки, пользовались, особенным уважением. По иудейскому закону эти животные считались нечистыми, как они и доселе еще считаются у мусульман. Между евреями считалось крайним оскорблением сравнить кого-либо с «мертвым псом» (1 Цар 24:15), и даже деньги, полученные за продажу столь презренного животного, равно как плата блудницы, не могли быть вносимы в Скинию — в дом Господа (Вт 23:18). Посему-то, название «пес» прилагается an. Павлом к лжеучителям (Филип. 3:2), а Соломон и ап. Петр сравнивают грешников с псами (Прит 26:11, 2 Пет 2:22). Слово «псы» употребляется иносказательно для означения гонителей (Пс 22:16), лжеучителей (Ис 56:11), нечестивых людей (Мф 7:6) и язычников (Мф 15:27). Впрочем, даже и у евреев собаки назначались для охранения стад (Иов 30:1, Ис 56:10-11). Соломон говорит: «псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Ек 9:4), обозначая сими словами, что всякое, даже самое ничтожное существо, пользующееся жизнью, счастливее и важнее самого благородного и великою существа уже умершего. Восклицание Авенира: «разве я собачья голова?» (2 Цар 3:3) означает почти то же самое. Как домашнее животное, собаки в Библии являются уже поздно. Собака сопровождала Товита в его путешествии (Тов 5:17). Что около времен Господа Иисуса Христа собак нередко держали при домах, показывает ответ жены Хананейской на отказ ей Спасителя в помощи (Мф 15:27). «Не давайте святыни псам, — говорит Спаситель Своим ученикам, — и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф 7:6), показывая тем, что они не должны предлагать святые истины Евангелия людям гордыни, ожесточенным и нераскаянным, иначе подобно псам они могут попрать оные своими ногами, и возвратившись растерзать их самих Собак, как мы заметили выше, боготворили в древнем Египте. Египетский бог Анубис имел собачью голову. В древней Греции, как то можно видеть из Гомера, собаки пользовались большою любовью и расположением.
Библейская энциклопедия архимандрита Никифора