Евангелие
(Мк 1:1 и др.) — слово греческое, значащее: благовестие, т. е. добрая, радостная весть. Евангелие составляют 4 книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В них благовествуется о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! В числе 27 новозаветных книг Евангелия считаются законоположительными, так как они преимущественно составляют основание Нового Завета. О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют: Непрерывное со времен апостольских предание о них. Места приводимые из сих Евангелий мужами апостольскими, непосредственно обращавшимися с апостолами, как-то Варнавою, Климентом римским и др. Прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со 2-го века, например, Иустина философа, Иринея Лионского и прочих. Свидетельства даже врагов Церкви, еретиков II века — Маркиана и Валентина и язычника Цельса, не отвергавших их подлинности, но не принимавших их по своим еретическим воззрениям, или дававших им свое особое толкование, или издевавшихся над содержащимся в них учением, как, например, Цельс. Во 2 м веке уже известны были переводы священных книг, как, например, Сирский (Пешито), древний Италийский, бывший в употреблении римской церкви еще до Иеронима, в которых помещены только 4 Евангелия, как священные и, несомненно, подлинные. Наконец, отцы и учители Церкви 3-го и последующих веков единогласно и единодушно утверждали, что подлинных, написанных апостолами Евангелий лишь 4, а все прочие (каковы например, от египтян, от 12 апостолов, от Петра, от Фомы, Никодима, Евреев и др.) отвергаются Церковью, как подложные, апокрифические, не канонические. О содержании каждого из Евангелий см. под именем: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
Библейская энциклопедия архимандрита Никифора